3 октября в российский прокат выходит новый фильм режиссера Альфонсо Куарона ("Дитя человеческое") "Гравитация", в главных ролях в котором снялись известные американские актеры Сандра Буллок и Джордж Клуни.Команде американских астронавтов во главе с опытным капитаном Мэттом Ковальски (Джордж Клуни) поручено устранить неисправность в одном из модулей Международной космической станции. Изначально поврежденный объект был создан в медицинских лабораториях NASA, поэтому в космос, чтобы разобраться в неполадках, отправили не только профессионалов, но и разработчика - обычного человека, женщину-медика Райан Стоун (Сандра Буллок). В результате катастрофы (судя по всему, "русские" случайно сбили один из своих спутников) вышедший в открытый космос экипаж американского "Эксплорера" попадает под ураганный дождь из осколков, несущихся по орбите с бешеной скоростью. В живых остаются только Ковальски и Стоун. "Эксплорер" поврежден, и уже не сможет вернуть астронавтов на Землю. Кислород в баллонах на исходе, топливо в чудо-скафандрах – тоже. Шансы на спасение - ничтожны, практически равны нулю...
Кадр из фильма "Гравитация". Фото: gravitymovie.warnerbros.com
Примерно такую же, крайне незавидную участь, недавно предсказали большому "блокбастерному" Голливуду его основатели – режиссеры Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Выступив летом перед собравшимися в Университете Южной Калифорнии, они заявили, что нынешнюю модель голливудского проката нужно срочно менять – поскольку уже ничто не способно завлечь публику в кинотеатры. Один из путей выхода из кризиса, по мнению Спилберга и Лукаса, – предложить посетителям кинозалов "более зрелищные фильмы" и крутить их в кинотеатрах полгода или даже год. Выручая за каждый билет от 100 до 150 долларов.
Еще месяц назад слова маститых продюсеров о "более зрелищных фильмах" вызывали у критиков и аналитиков рынка лишь кривую усмешку – ведь после "Аватара", на производство которого у Джеймса Кэмерона ушли огромные деньги и несколько лет жизни, Голливуд так и не смог ничем по-настоящему удивить публику. Трудно предсказать заранее, каковы будут кассовые сборы "Гравитации", но, возможно, пришла пора усмехаться Лукасу и Спилбергу.
Мексиканскому режиссеру Альфонсо Куарону ("И твою маму тоже", "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Дитя человеческое") удалось невозможное: всего лишь за 88 миллионов долларов снять триллер, который способен перевернуть все наши представления о кино-мейнстриме. Во всяком случае, именно так полагает все тот же Джеймс Кэмерон, назвавший "Гравитацию" лучшим космическим фильмом за всю истории кино. Когда вспоминаешь, что сказавший эти слова кроме "Аватара", снял еще и "Чужих", становится ясно, что прислушаться к его словам - стоит.
Кадр из фильма "Гравитация". Фото: gravitymovie.warnerbros.com
Хотя фильм никак не назовешь лишенным идеи (в "Гравитации" при желании можно разглядеть даже пресловутые "духовные скрепы"), с точки зрения сюжета фильму Куарона как будто нечем похвастать. Если бы не место действия, "Гравитацию" можно было бы назвать стандартным триллером о выживании, голливудским фильмом-катастрофой. Диалоги, характеры, сюжетные ходы, нехитрые сюжетные ловушки и даже шутки здесь – типичны для сегодняшнего американского кино, и, кажется, годами путешествуют из одного фильма в другой с небольшими изменениями. Порою даже приходится жалеть, что Куарон не пошел на радикальный шаг, и не снял свой фильм вообще без слов: для по-настоящему великих фильмов слова никогда не были главным. А "Гравитация" может претендовать именно на такой эпитет - ведь эффект, который она оказывает на зрителей сродни тому, который оказывало "Прибытие поезда" братьев Люмьер на ошарашенных парижан.
Но главная заслуга здесь принадлежит даже не Альфонсо Куарону (чей режиссерский почерк, впрочем, вполне узнаваем), а мастерам по спецэффектам (в том числе, звукорежиссерам) и оператору фильма, старому другу режиссера, Эмманузлю Любецки.
За годы своей голливудской карьеры Любецки удалось поработать с лучшими режиссерами мира (среди них - Тим Бертон, Терренс Малик и братья Коэн) и уже пять раз номинироваться на "Оскар". Видимо, следующая церемония вручения наград Академии, наконец, принесет Любецки заслуженную статуэтку. Именно благодаря его виртуозной съемке, зритель с первых же минут (фильм открывается грандиозным двадцатиминутным планом без единой монтажной склейки) ощущает себя не сидящим в зале, а парящим на околоземной орбите. На голове – шлем, в который вмонтированы наушники. Внешний мир – за толстым стеклом скафандра. Понятия верха, низа и всех прочих направлений, больше не имеют никакого смысла (если вы играли в детстве в Descent – поймете). Камера Любецки кружится, летает, вращается, переворачивается, трясется и мечется, ударяясь о препятствия – и вместе с ней меняют положение огромная, в полэкрана, Земля, звезды, Солнце, космические корабли (их в фильме три) и привязанные стропами друг к другу астронавты. Прибавьте ко всему перечисленному великолепную компьютерную графику (никто из нас не видел Землю из космоса, но сомнений в том, что она выглядит именно так, почему-то не возникает) и формат IMAX 3D – и вас уже не удивит, что особо чувствительные зрители жаловались после просмотра на головокружение и, что еще любопытнее, на нехватку кислорода.
Кадр из фильма "Гравитация". Фото: gravitymovie.warnerbros.com
Впрочем, пересказать "Гравитацию" или попытаться словами описать ее эффект – невозможно. Ее нужно не просто увидеть, а увидеть в кино, в хорошем зале с гигантским экраном, качественным звуком и современной 3D-системой. Поверьте, стоит поспешить – ведь совсем скоро, если верить Спилбергу и Лукасу, за встречу с магией кино нам всем придется платить в десять раз больше.
Максим Эйдис