В сентябре в городе открывается центр независимого тестирования в сфере образования. Школьники смогут пройти диагностику своих знаний по разным предметам, а также сдать пробные ЕГЭ и кембриджский экзамен на знание английского языка. Корреспондент m24.ru пообщалась с директором Московского центра качества образования Павлом Кузьминым. Он рассказал, нужен ли круглогодичный ЕГЭ, как избавиться от стресса перед экзаменом и зачем школьникам дополнительные диагностики знаний.
- Павел Владимирович, вы недавно стали директором центра. Какие задачи ставите перед собой?
- Если спросить у широкой общественности, с чем у нее ассоциируется Московский центр качества образования, думаю, большинство назовет нас контролирующей организацией. Действительно, мы отвечаем за проведение в Москве итоговой аттестации, организуем диагностики качества знаний учащихся, проводим опросы удовлетворенности родителей образовательными услугами и тому подобное. На самом деле и у нас, и у педагогической, и у родительской общественности во многом схожая цель - понять, насколько в данный момент качество образования в каждой школе соответствует высокому запросу жителей столицы. Поэтому, увидев, где есть затруднения, мы должны давать школе возможность поднять свой уровень. Мы стремимся к тому, чтобы каждая московская школа давала высокое качество образования. Для этого у нас есть несколько направлений развития. В первую очередь, это диагностика знаний учеников по разным предметам, которая массово вошла в школьную практику.
Уже в октябре этого года мы проведем большую диагностику по истории России среди десятиклассников. Она не привязана конкретно к изучаемым в данный момент ребятами темам. Фактически это мониторинг общекультурного уровня столичных школьников. Мы посмотрим, насколько они знают важные страницы истории России, становления Российского государства.
- Это будет тест?
Сейчас мы разрабатываем процесс диагностики совместно с ведущими вузами. Он будет состоять из двух частей. Первая – проверка знаний ребят в традиционной форме. Вторая – собственная исследовательская работа с использованием ресурсов интернета. Ребята выйдут в сеть, чтобы найти нужную информацию. Крайне важным будет формирование правильного запроса на поиск информации и отбор объективных данных, без искажения. Какие-то сайты ребята выберут сами, какие-то им предложат учителя. Надеюсь, вызовем дополнительный интерес к истории страны. О результатах проинформируем школы и родителей, обсудим их с педагогами.
- А какие еще диагностики планируются, кроме истории?
- Мы продолжим развивать метапредметные диагностики. Если взглянуть на школьное образование, то оно у раздроблено на различные предметы. Если на уроке химии вы спросите у школьника что-то, связанное с математикой, это будет проблемой для ребенка. Он априори ориентируется на тот предмет, который изучает в данный момент. Получается, что при выпуске из школы у детей не формируется единой картины мира. Между тем конвергенция наук – свершившийся факт. А вот конвергенция в образовательном пространстве пока еще делает первые шаги. Нам необходимо усиление межпредметных связей.
Многие учителя уже активно используют командную работу со своими коллегами, создают такие уроки, и наши диагностики должны поддерживать этот процесс. Ведь когда мы выходим во взрослую жизнь, то понимаем, что жизнь не делится на математику и физику. Это все едино.
Диагностики на межпредметной основе должны научить ребенка анализировать, искать информацию, сравнивать, вырабатывать какие-то новые решения, исходя из разных наук. Мы планируем запустить новый этап метапредметных диагностик в октябре-ноябре. Очень надеемся на помощь ассоциаций учителей-предметников, которые ведут активную работу в московском образовании.
Кроме того, в этом году мы намерены массово привлекать учительское сообщество, а также родителей к разработке диагностических материалов на основе краудсорсинговых технологий, то есть привлекать идеи широких масс. Есть учителя, которые много лет сами разрабатывают измерительные материалы, и нам очень интересно посмотреть на их опыт. Родители также работают в различных организациях в сфере науки, культуры, спорта. Если мы увидим, что их разработки действительно интересны, то пригласим стать нашими авторами.
- Как вы будете привлекать экспертов?
- Через наш сайт, ехать никуда не нужно. Тем более что в сентябре сайт должен серьезно преобразиться и стать очень технологичным, с большим количеством электронных сервисов. И, самое главное, - удобным для пользователей.
- Сейчас все школьники сдают выпускные экзамены, ЕГЭ. Насколько необходимо дополнительно тестировать школьников?
- На мой взгляд, это крайне важно. Учитель не должен быть единственным, кто оценивает знания ребенка. Бывают ситуации, когда ребенку ставят хорошие оценки, а на ЕГЭ он получает низкий результат. Вообще это катастрофа для ребенка и наша задача не допускать таких ситуаций.
Бывают другие ситуации, когда низкий результат ребенка пытаются оправдать тем, что он разволновался, и поэтому не смог сдать хорошо. Но стрессы возникают из-за того, что ребенок не проходил репетиционных экзаменов, не сдавал внутри школы серьезных контрольных работ, в основе которых лежит объективная и честная проверка знаний. Проблемы успешной сдачи ЕГЭ начинаются не в 11 классе. Если учитель с начальной школы помогает детям на контрольных, разрешает списывать, пользоваться шпаргалками, то такие контрольные превращаются в фикцию, да еще за них ребенок получает высокие оценки. Мы сами показываем детям, что списывать возможно, а потом удивляемся, почему он пришел на ЕГЭ со шпаргалкой.
Чтобы дети избежали таких ситуаций, в мае прошедшего учебного года мы создали центр независимого тестирования на базе Московского центра качества образования. Это новое подразделение находится в здании на улице Бехтерева у метро "Кантемировская". Пока оно одно, но, надеюсь, осенью подготовим еще здания на Шаболовке и в Зеленограде.
This browser does not support the video element.
В чем специфика такого центра. Здание оснащено по всем требованиям итоговой аттестации: видеонаблюдение, рамки металлоискателей, расстановка парт, система сканирования и верификации. В нем также во время проведения работ присутствуют независимые наблюдатели. В мае этого года прошла первая пробная диагностика в форме ЕГЭ. Выпускники могли попробовать свои силы по базовой и профильной математике, а также русскому языку.
И вы знаете, за несколько дней на нашем сайте на эти диагностики записалось 1,5 тысячи школьников и места закончились. А на самом деле желающих было гораздо больше. Кстати, результат этого пробного экзамена совпал с результатами основного ЕГЭ на 88%. Некоторые ребята улучшили результаты, им помогла диагностика. За таким центром будущее. Мы начнем репетиционные тестирования с сентября, а, значит, у ребят будет время подготовиться и к настоящему экзамену улучшить свой результат.
- С какой периодичностью центр сможет принимать ребят?
- Планируем этот проект запустить в сентябре. Центр будет работать в течение всего учебного года, а расписание диагностик вывесим на нашем сайте. Проходить пробные тестирования в формате ЕГЭ можно будет многократно.
Диагностику смогут пройти все школьники, с начальных классов и по 11-й. Планируем охватить большое количество предметов. Что-то будет платным, что-то бесплатным, в зависимости от вида диагностики. Создадим абонементы для учащихся,это удобно для семей, серьезно подходящих к качеству образования своих детей. Думаю, на эту услугу спрос точно будет.
- Когда начнется запись?
- Школьники или их родители смогут записаться через наш сайт или мобильное приложение, которое мы выпустим уже в сентябре. В дальнейшем будем организовывать возможность записи через городские порталы.
- Ребята, которые пройдут диагностику, получат какие-то документы, свидетельствующие об этом?
- По итогам тестирования школьник получит сертификат о том, что прошел независимую диагностику. Уверен, что такой сертификат в портфолио займет почетное место, а, с другой стороны, учителю также будет важно, что его ученики прошли диагностику и показали действительно хорошие результаты. Отмечу, что участие добровольное. Информировать ли школу о прохождении диагностики - будет решать каждая семья сама.
This browser does not support the video element.
- На какой стадии сейчас обсуждение круглогодичного ЕГЭ? Как вы лично относитесь к этой идее?
- Недавно этот вопрос обсуждалася на заседании московского правительства.
У ребенка должна быть возможность попробовать силы несколько раз. После первой попытки он прикинет свой уровень и будет готовиться дальше. За несколько попыток ребенок сможет улучшить результаты. Мы не должны оценивать знания один раз, ставить штамп на всю жизнь. Это же не самоцель. Ребенок должен реально оценить силы, получить возможность заниматься и улучшать свои знания. Таким образом, мы в большой мере снимем социальную напряженность вокруг ЕГЭ.
Если будет принято решение о "круглогодичном ЕГЭ", то, на наш взгляд, должны быть выработаны серьезные требования к круглогодичным центрам приема, чтобы экзамены там проходили под контролем Рособрнадзора и мы не снижали уровень информационной безопасности и не допускали нарушения процедуры. Я уже рассказал о возможностях центра тестирования МЦКО. Если решения будут приняты, мы готовы участвовать в пилотном проекте.
Кроме того, предлагается передать экзамен по базовой математике на уровень школы или предусмотреть возможность сдавать ее в 10 классе, ведь этот экзамен выпускной, он не считается вступительным в институт. Если сочинение, базовую математику и, например, русский язык сдавали бы в 10 классе, тогда в выпускном классе ребенок мог бы направить больше сил на подготовку к профильным предметам.
- А будет ли центр выдавать сертификаты на знание языков?
- Мы планируем принимать экзамены на международный сертификат по английскому языку (кембриджский сертификационный экзамен - m24.ru). Сейчас мы проходим сертификацию и, если все условия будут соблюдены, сможем заключить договор и начнем принимать экзамены. Сначала будет экзамен на знание английского, а в будущем появится возможность сдавать французский, немецкий и даже чешский.
Экзамен будет платным, бюджет Москвы, естественно, не должен оплачивать такую услугу. Но он не будет дорогим, немного выше себестоимости. Наша задача - держать такую ценовую планку, чтобы большое количество московских школьников имело возможность попробовать сдать экзамен. У нас нет коммерческих интересов.
- Проверяете ли вы знания дошкольников? Будете ли совершенствовать систему?
- Есть такой миф, что качество дошкольного образования оценить нельзя. Но он легко разбивается простыми аргументами. Любому родителю важен словарный запас ребенка или количество разобранных с ним книг в детском саду и в семье. По этим и целому ряду других критериев вполне можно оценить уровень знаний. Сейчас мы готовим комплекс материалов для исследования качества дошкольного образования. Но пока о каком-то массовом внедрении говорить рано. Надо найти понимание между нами, наукой, администрациями школ, воспитателями и родителями. Принятие результатов диагностики родителями – немаловажный фактор.
This browser does not support the video element.
- У вашего центра есть еще одна сфера деятельности - экзамены для мигрантов. Как давно начали проводить экзамен? Сколько иностранцев его сдали, и какие у них успехи?
- Начали в январе. Сейчас более 250 тысяч мигрантов прошло через наш центр тестирования, который находится в Сахарове на базе Московского миграционного центра (ММЦ). Экзамен не сложный. Он состоит из вопросов по русскому языку, истории и основам права. На нашем сайте есть демо-версия и любой иностранец может попробовать свои силы перед настоящим экзаменом.
Москве в данный момент без мигрантов не обойтись, но это должны быть люди, понимающие, зачем они приехали, готовые работать в России, соблюдать российские законы. Соответственно, наш экзамен - это некая защита от неквалифицированных специалистов, людей, не готовых даже на минимальном уровне выучить русский язык. От тех, кто приезжает только на нелегальные заработки и может пополнить ряды правонарушителей.
Экзамен, учитывая его важность, принимаем в серьезной обстановке под наблюдением видеокамер, выдаем сертификаты с уникальными номерами. Существует единая электронная база. Все нацелено на то, чтобы экзамен проходил объективно, четко, процедура соблюдалась на 100%. Мы не гонимся за процентом сдачи. Средний процент сдачи составляет около 80-85%, то есть 15-20% человек не могут сдать экзамен. Я считаю, что это нормально. Скептически отношусь к таким центрам, где результат 95% и выше.
- Какие самые распространенные ошибки совершают иностранцы?
- Одна из распространенных ошибок состоит в том, что мигранты не могут правильно выполнить простое задание: вставить пропущенные слова в заявление о приеме на работу. На мой взгляд, если человек даже заявление не может написать, то допускать его к работе в Москве нелогично.
- А вы планируете проводить курсы для мигрантов, которые делают ошибки?
- Сейчас довольно остро стоит вопрос компьютерной грамотности. Не все мигранты умеют пользоваться компьютером, и в ближайшее время мы хотим организовать такие курсы по подготовке к прохождению теста. Это будут даже не курсы, а консультации. А вот по русскому языку, истории и основам права намерены осенью организовать выездные курсы на базе работодателей. Мы сейчас изучаем запросы мигрантов, ведем переговоры с крупными работодателями, спрос на услугу есть, но пока проект находится на этапе обсуждения.
С июня мы уже проводим групповые тестирования. Есть работодатели, которые по предварительной записи привозят группы мигрантов в ММЦ. Сдачу экзаменов группами мы контролируем вдвойне, так что такая форма не подразумевает отказа от объективности. Тестирование проходит 24 часа в сутки, много тех, кто приезжает сдавать экзамен ночью. А цена экзамена - всего 500 рублей, абсолютно по себестоимости, в ряде других структур его стоимость доходит до 5 тысяч рублей.