Фотография Джессики Лэнг. Фото: mamm-mdf.ru
В столице 19 февраля стартует Фотобиеннале – одно из главных событий года в области фотографии. В течение нескольких месяцев на площадках города будут сменять друг друга фотозарисовки оскароносной актрисы Джессики Лэнг, "песочные" снимки Петербурга XIX века и фотопортреты итальянской деревушки, в которой 83 дня в году не светит солнце. Основным местом действия станет Мультимедиа Арт Музей (МАММ). Как не пропустить на Фотобиеннале все самое интересное – рассказывает M24.ru.
Что: "Другой Лондон"
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 19 февраля по 20 апреля
Почему интересно: о жизни Лондона 1930-70-х годов рассказывают эмигранты и путешественникиГород смога и тумана, кэбов и молчаливых гвардейцев, красных телефонных будок и даблдекеров, столица Туманного Альбиона и сердце Британского Королевства – все это он, Лондон. Кажется, этот город пропитан противоречиями: он пасмурный и одновременно яркий, консервативный, но податливый переменам, величественный, а между тем очень уютный.
В Перекрестный Год культуры Великобритании и России тема Соединенного Королевства оказалась, естественно, в фокусе Фотобиеннале. Томить любителей фотоискусства организаторы не стали: фестиваль открылся своим центральным проектом, выставкой "Другой Лондон".
О жизни города 1930-70-х годов здесь рассказывают не коренные жители Лондона, а эмигранты и фотожурналисты, посещавшие английскую столицу в качестве путешественников. У иностранных фотохудожников был свой собственный, очень специфичный взгляд на Лондон, который и запечатлен на черно-белых кадрах, представленных на выставке.
Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937. Фото: mamm-mdf.ru
Анри Картье-Брессон приехал в Лондон в 1937 году. В городе проходила коронация Георга VI, и Брессону нужно было сделать серию фотографий этого важного события для французского журнала. Мастер, между тем, так увлекся эмоциями толпы, ожидавшей появления будущего короля, что начал снимать именно ее. В итоге фотографии людей, ожидающих начала коронации, были опубликованы в репортаже.
Рене Гребли. Трамвай на Вестминстерском мосту. 1949. Фото: mamm-mdf.ru
На лондонском ландшафте сконцентрировался Рене Гребли, который запечатлел в 1949 году пустынный город, погруженный в привычный смог. Двухэтажный трамвай, попавший в фокус фотографа, едет по Вестминстерскому мосту, а вдалеке, в тумане, виднеется знаменитый символ Лондона – Биг Бен.
Что: Гарри Виногранд. "Женщины прекрасны"
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 19 февраля по 23 марта
Почему интересно: хроника феминистического движения 60-хВойна во Вьетнаме, эпоха Кеннеди, пик популярности The Beatles – именно в этот период, в 60-е годы прошлого века, американские женщины впервые начали активно бороться за свои права. Демонстрации за разрешение абортов, категорический отказ от бюстгальтеров, вторжение в традиционно "мужские" профессии – феминистическое движение набирало тогда обороты. Что и подтолкнуло фотохудожника Гарри Виногранда на создание серии фотографий "Женщины прекрасны", познакомившись с которой, понять эпоху свободолюбивых представительниц прекрасного пола станет куда проще.
Здесь нет постановочных фото с красивым светом и правильно выстроенной композицией, потому что Виногранд всегда предпочитал иметь дело с реальностью, а не с выдумкой. "Я не знаю, красивы ли все женщины, которых я фотографировал, но я точно знаю, что на фотографиях они красивы", - написал Гарри в предисловии к книге "Женщины прекрасны", увидевшей свет в 1975 году.
Фотография Гарри Виногранда. Фото:mamm-mdf.ru
На фотографиях серии "Женщины прекрасны" зачастую "завален" горизонт, а героини не имеют ровным счетом никакого представления о том, что их снимают. Именно поэтому современники сочли этот цикл работ Виногранда слишком "неправильным" и не оценили его по достоинству. Однако разглядывая эти фотокарточки сегодня, зритель не просто знакомится с эпохой феминисток, а проникается ее атмосферой – благодаря все той же "неровности" и "антиидеальности" кадров.
Фотография Гарри Виногранда. Фото:mamm-mdf.ru
Работая над своей "женской" фотосерией, Виногранд сделал более 15 тысяч снимков. 85 из них были затем отобраны для публикации. Сотни кадров автор просматривал один за одним, чтобы найти нужный жест, уловить необходимую эмоцию, обнаружить требуемое настроение.
Что: Джессика Лэнг. "Незримое"
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 13 марта по 20 апреля
Почему интересно: фотозарисовки путешествий оскароносной актрисы, сыгравшей с Хоффманом в "Тутси"Обладательница двух премий "Оскар", партнерша Дастина Хоффмана по культовому фильму "Тутси", звезда сериала "Американская история ужасов", потрясающая актриса и просто красивая женщина Джессика Лэнг с юности увлекалась фотографией. В 60-х годах Миннесотский университет даже дал ей стипендию на обучение этому мастерству, однако судьба распорядилась так, что актерская карьера отодвинула страсть Лэнг к фотокамере на второй план.
В 90-х годах актриса вновь занялась фотографией – когда известный драматург (а по совместительству муж) Сэм Шепард подарил ей камеру фирмы Leica. С тех пор в объективе Лэнг побывали десятки стран мира – США, Франция, Финляндия, Италия, Россия… особенно же любима актрисой Мексика, которую она фотографирует чаще и интенсивней всего.
На выставке в МАММ представят 141 фотографию авторства Лэнг, снимки будут разделены на две части: "Что я вижу" и "Мексиканский цикл". Как говорит сама актриса, Мексика – это ее особая слабость.
Джессика Лэнг. Миннесота. Фото: mamm-mdf.ru
Мир глазами Джессики Лэнг – вот что ждет зрителей на выставке. Здесь нет банальных городских пейзажей или снимков достопримечательностей. Фотозарисовки Лэнг-путешественницы – это повседневная жизнь горожан, умело пойманные камерой мимолетные движения и эмоции, переменчивые мгновения, в которых притаилась гармония.
Джессика Лэнг. Мексика. Фото: mamm-mdf.ru
Даже если Джессика Лэнг фотографирует городской ландшафт, на котором не видно людей, жизнь все равно незримо присутствует на ее снимках: будь то очертания гор, рельсы железной дороги или убранство мексиканского храма, у фотографии, созданной Лэнг, всегда есть собственный характер и заряд эмоций.
Что: Иван (Джованни) Бианки. "Фотографии Санкт-Петербурга и Москвы 1850-1870-х"
Где: Мультимедиа Арт Музей
Когда: с 27 февраля по 23 марта
Почему интересно: Казанский собор, Петропавловка и Дворцовая площадь в объективе швейцарского художника XIX векаНемного туманные, не всегда четкие и будто бы отредактированные современным фотофильтром "сепия" - именно такие "песочные" фотографии представят на выставке художника Бьянки, творившего в XIX веке.
Иван Бианки. Санкт-Петербург. Собор Святого Петра и Павла на территории Петропавловской крепости. Вид со стороны Зимнего дворца. 1853 год. Фото: mamm-mdf.ru
В объективе швейцарского мастера – Петропавловская крепость, запечатленная еще с деревянным шпилем собора, Царское село, величественный Казанский собор и другие архитектурные шедевры Петербурга. Город так поразил Бианки своими красотой и особенным духом, что он, приехав туда в 1952 году, уже через год начинает систематически снимать петербургские площади, набережные, дворцы, храмы и мосты.
иван Бианки. Санкт-Петербург. Часовня Святого Николая Чудотворца (ныне не существует) по проекту Штакеншнейдера, освященная в 1854 году, на Благовещенском мосту. 1854 год. Фото: mamm-mdf.ru
На этих фотографиях почти нет людей, а если и есть, то их силуэты размыты и кажутся призрачными – в силу того, что в XIX веке изменчивость событий зафиксировать камерой было невозможно (светочувствительность пластинок была слишком мала), и на создание одной фотографии требовалось слишком много времени. Впрочем, автор и не концентрирует на людях свое внимание – он всецело отдается архитектуре, использует новейшие практики выставления света и фокуса, тщательно выбирает ракурсы и точки съемки.
Что: Нильс Стомпс. "83 дня темноты"
Где: Фонд культуры "Екатерина"
Когда: с 10 апреля по 18 мая
Почему интересно: история о том, как жители итальянской деревеньки Виганелла ежегодно живут в кромешной темноте почти 3 месяцаПериод с 11 ноября по 2 февраля – очень грустное время для жителей итальянской деревушки Виганелла, "зажатой" в глубине Альпийских гор. Солнцу не удается подняться над склонами Альп, и эта местность на долгие 83 дня остается в тени.
Из Виганеллы все бегут как с тонущего корабля, и в кромешной темноте жить остаются в основном одни старики. Правда, недавно власти установили на высоте 500 метров над деревней гигантское зеркало, которым они умело управляют с помощью компьютера. Когда в Виганелле темно, зеркало перенаправляет солнечный свет на ее центральную площадь.
Нильс Стомпс. Из серии "83 дня темноты". 2011 год. Фото: mamm-mdf.ru
Нильс Стомпс сам родом из Нидерландов. Он известен как документальный фотограф.
Что: Гордон Паркс. "Американская история"
Где: МГВЗ "Новый Манеж"
Когда: с 19 марта по 20 апреля
Почему интересно: фотограф, писатель, журналист, режиссер, музыкант и вообще весьма разносторонний человек рассказывает о чернокожих в мире белых, бедных в мире богатых, а также о других страждущихНа фотографиях Гордона Паркса все борются за выживание или страдают от непонимания – даже знаменитости, освещенные славой (ведь богатые, как известно, тоже плачут). Красноречивые и резкие кадры этого фотографа, журналиста, режиссера, поэта, писателя, музыканта и вообще очень разностороннего человека рассказывают истории, наполненные драматичностью и искренностью.
Гордон Паркс. Модели с короткими стрижками, Нью-Йорк, 1949. Фото: mamm-mdf.ru
Выставка станет крупнейшей европейской ретроспективой творчества Паркса. Примечательно, что свой талант режиссера и писателя он всегда использовал и в процессе работы фотографом: именно поэтому снимки получались живыми и содержательными.
Выдающийся чернокожий деятель Паркс родился в 1912 году в Канзасе. Он стал первым афроамериканцем, который получил должность штатного фотографа в журнале Life, для которого на протяжении двадцати лет снимал сюжеты о расизме и бедности.
Гордон Паркс. Мохаммед Али, Майами, Флорида, 1966. Фото: mamm-mdf.ru
Фотографировал Паркс и знаменитостей – например, Мохаммеда Али. Автор работал вплоть до самой смерти (он ушел из жизни в 2006 году).
Анна Теплицкая