Форма поиска по сайту

Базовый закон об образовании в России принят в первом чтении

Фото: ИТАР-ТАСС

Госдума России приняла в первом чтении проект нового базового закона об образовании.

Предполагается, что он заменит два действующих базовых документа - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах.

Законопроект устанавливает общие принципы, регулирующие отношения в системе образования.

По словам министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, "законопроект прошел беспрецедентно широкое обсуждение, какое не проходил ни один законопроект за всю историю России", сообщает ИТАР-ТАСС. Образование должно стать доступнее

После вступления закона в силу образование за счет государства граждане смогут получать не только в государственных, но и в негосударственных организациях. Таким образом, увеличивается доступность качественного образования, считает глава ведомства.

Помимо этого, "вводятся дополнительные возможности по обеспечению для наших детей доступа к дошкольному образованию", продолжил Ливанов.

"Оно может быть обеспечено как в форме семейного образования, так и в образовательном учреждении, причем не только в детских садах, но и в дошкольных группах при школах и так далее", - пояснил он. "Закон принципиально нацелен на формирование возможности выбора для каждого обучающегося – выбора различных учебных курсов как в самой образовательной организации, так и вне ее. Достигается это использованием новых технологий обучения, в том числе дистанционных, электронных". Оценить качество образования будет проще - Ливанов

Обязательным для образовательных организаций теперь станет ведение сайтов с размещением минимально необходимого для потребителей объема информации. "Закрепляется также система мониторинга в сфере образования, которая поможет комплексно оценивать развитие отрасли в целом и отдельных образовательных организаций с целью обеспечить информацию о качестве их услуг", - подчеркнул министр.

Вводится также процедура "независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценки деятельности образовательных организаций, определять достоверность информации о качестве образования и его соответствия запросам потребителей".

Кроме того, создается "новый институт педагогической экспертизы в отношении тех нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопрос обучения и воспитания". Впервые в законодательстве и появятся нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В законе не прописана типология и критерии для ряда вузов

Между тем, как заявил сегодня журналистам экс-глава Рособразования, член думского комитета по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия"), к проекту закона есть ряд замечаний, впрочем, не затрагивающих его концептуального содержания.

"Прежде всего, уточнения требует норма, касающаяся возможности установления органами госвласти субъектов России и органами местного самоуправления за счет средств их бюджетов дополнительных гарантий и мер соцподдержки педагогическим работникам, - подчеркнул депутат. - Это касается компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг сельских учителей, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности не менее 10 календарных лет".

Кроме того, в уточнении нуждаются формулировки, связанные с госаккредитацией образовательных учреждений и образовательных программ, полагает член профильного комитета. Из текста не ясна типология образовательных организаций высшего образования и не ясны критерии установления таким организациям определенной категории.

"Следует уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет", а также кем разрабатываются программы развития таких вузов", - заявил Балыхин.