Авиадебоширов могут внести в единый черный список, запрещающий перелеты на следующие три года, соответствующий законопроект разработал комитет Госдумы по транспорту. Эксперты m24.ru рассказали о необходимости создания четкого механизма внесения дебоширов в реестр.
Президент Национальной ассоциации воздушного права Сергей Юрьев рассказал m24.ru, что Международная организация гражданской авиации недавно призывала усилить методы борьбы с авиадебоширами.
"Меры по противодействию дебоширам рекомендованы Международной организацией гражданской авиации. На 39-й сессии ассамблеи, которая закончилась в октябре прошлого года, всем государствам было рекомендовано усилить меры по борьбе с антиобщественным поведением на борту воздушных судов. Так что здесь мы находимся в общемировом тренде", – заявил он.
Эксперт отметил, что ограничение перелетов именно на три года – это предупредительная мера, чтобы человек, который садится на борт самолета, понимал, что в случае нарушений ему грозят достаточно суровые последствия. Он добавил, что в случае создания единого реестра иностранным перевозчикам также придется пользоваться списком.
"Авиакомпании, которые летают по территории РФ, обязаны руководствоваться законодательством нашей страны. Я думаю, что будет достигнуто определенное соглашение между зарубежными компаниями – западные перевозчики тоже стремятся не допускать на борту самолета такого рода правонарушения", – заключил Юрьев.
This browser does not support the video element.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров уверен, что законопроекту необходимо проработать четкий механизм внесения в список и процедуры, которые должен соблюдать экипаж судна.
"Комитет по транспорту ГД обсуждал четыре варианта законопроекта, и предложенный является наиболее взвешенным и компромиссным. Сейчас важно разработать четкий механизм внесения людей в этот черный список. Если человек заслужил – неважно на какой срок. Нужно четко отработать и прописать полномочия экипажа воздушного судна. В списки должны попадать люди за серьезные нарушения: дебоши, скандалы, драки. Главное, чтобы только злостные хулиганы попадали в этот список", – сказал эксперт m24.ru.
Гусаров отметил: в любом случае гражданин сможет оспорить решение Росавиации и попытаться доказать свою правоту в суде, чтобы добиться исключения из списка и, вероятно, возмещения морального вреда.
"Члены экипажа будут помнить, что им потребуется железная доказательная база, чтобы в суде можно было отстоять правоту и не выплачивать потом дебоширу компенсацию. Думаю, что экипажи надо обеспечить портативными камерами. Стационарное видеонаблюдение в самолете – это очень дорого. Думаю, что авиакомпании будут в итоге прибегать к таким методам", – рассуждает он.
Кроме того, пока неизвестно, будет ли распространяться черный список на чартерные рейсы.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков в эфире радиостанции "Москва FM" рассказал о негативных последствиях, которые может повлечь создание черного списка.
"С принятием этих поправок черные списки будут распространяться на все авиакомпании и станут публичными. Мы опасаемся злоупотреблений со стороны авиакомпаний. Любой конфликт на борту, даже тогда, когда авиакомпания не права, может стать угрозой внесения в черный список. Мы считаем, что в этот список можно вносить пассажиров только по решению суда, а дело должны вести правоохранительные органы. По существу это наказание. Кроме того, авиакомпании смогут предлагать таким пассажирам билеты за большие деньги, по двойному тарифу", – заявил эксперт.