Фото: imdb.com
В прокат на этой неделе не выходит блокбастеров, что только к лучшему: больше внимания достанется нескольким хорошим, но относительно скромным фильмам. Речь о скрещивающей шпионское кино и вещества комедии "Ультраамериканцы", документалке об универсальном величии советского хоккея "Красная армия" и ирландском ответе Миядзаки "Песнь моря". Кроме того, на экранах – православный мультфильм, оказывающий православию медвежью услугу.Ультраамериканцы
Майк (Джесси Айзенберг) – классический персонаж травяных комедий, дальний родственник Джея с Молчаливым Бобом и героев "Ананасового экспресса": багажник, забитый легкими наркотиками, работа в сфере обслуживания и талант к комиксам, клубок фобий, неистребимая сентиментальность. Вот и колечко возлюбленной (Кристен Стюарт) уже заготовлено – набраться бы только смелости. Вот только что случится, если жанр вдруг сменится – и укурок из глухой провинции окажется разменной монетой в интригах силовиков из спецслужб?
"Ультраамериканцы" отвечают на этот вопрос однозначно – трусоватый и заторможенный герой превратится в Супер Майка. Формально второй фильм автора бодрого "Проекта Икс" Нимы Нуризаде объясняет превращение, объявляя Майка спящим агентом ЦРУ, который после активации пачками валит оперов с помощью одного только набора кухонной утвари. Подлинный месседж этой расслабленной, но не тормозящей ни в экшен-сценах, ни с гэгами комедии, впрочем, несколько реалистичнее: даже вечно накуренный кидалт-контркультурщик здесь оказывается большим патриотом, чем карьеристы и скорые на расправу ястребы из служб национальной безопасности.
Фото: imdb.com
Красная армия
Еще один экстремальный случай проявления любви к родине описывает – не скрывая удивления от увиденного – документалка американца Гейба Польски о золотых годах советского хоккея и постсоветской жизни его главных звезд. Польски, с детства влюбленный в техничную игру вражеской, по идее, сборной, монтирует кадры спортивной хроники со свежими интервью (не только с Фетисовым и Ларионовым, но и престарелым, возможно, сумасшедшим службистом) – складывая из них удивительный портрет системы подготовки игроков, сколь бесчеловечной, столь же и эффективной.
Не менее эффектным во второй половине "Красной армии" получается стремительный распад этой системы – а собеседники Польски несколько меняются в лице, переходя от рассказов о полной лишений жизни к хроникам бегств за океан и адаптации в НХЛ. Обаятельный, чудаковатый в своей увлеченности режиссер, впрочем, не сдается – и продолжает задавать им свои наивные и неуместные вопросы, и маски так или иначе слетают, обнажая в бывших сверхлюдях, символах советской системы, обычных, ворчливых, ностальгирующих по лучшим временам пенсионеров.
Фото: imdb.com
Песнь моря
Путешествие домой, на благородно-меланхолическое рыбацкое побережье из Дублина, становится для брата и сестры из этой ирландской мультсказки долгой дорогой в дюнах местного свода народных преданий. Гигантские грустные совы-ведьмы и лешие, мир земной и подводный – в гостях у сказки трансформируются и сами герои: мальчик берется искупить семейные травмы, а девочка открывает в себе тюленя. "Песнь моря", заслуженно получившая в прошлом году свою номинацию на "Оскар", проще говоря, укоренена в ирландском фольклоре – но режиссер Томм Мур одним только визуальным рядом превращает тот в настоящий фолк-рок. Кубизм и Миядзаки, наскальная живопись и орнаменты приморских кельтов – за одной отрадой для глаз в "Песне моря" следует другая, и все они оказываются на своем месте: это украшательство, возведенное в ранг большого искусства.
Фото: imdb.com
Необыкновенное путешествие Серафимы
Как будто мало репутационных ударов получила православная церковь за последние недели, так поспешил новый – откуда не ждали. "Необыкновенное путешествие Серафимы" хочет быть православным ответом Гильермо дель Торо – с Великой отечественной вместо испанской гражданской, царством русского мира вместо лабиринта и Серафимом Саровским на замене у Фавна. В отсутствие подлинной трагедии – сиротка Серафима, как Орфей, вернется из небесного града с золотыми куполами одухотворенной и невредимой – мультфильму остается только скатываться в урок любви к боженьке для самых маленьких. Есть, впрочем, подозрение, что те не вытерпят уже одной только чудовищной, беззастенчиво эпигонской графики – до имитирующих иконопись чудес царствия божьего дотянут точно не все.
Фото: proficinema.ru
Денис Рузаев