Форма поиска по сайту

Писатель Александр Снегирев: "Книги – такой же товар, как и чебуреки"

Фото: facebook.com/alexander.snegirev.1

Книжный фестиваль, который состоялся в прошлом году на Красной площади, прошел с огромным успехом, поэтому в этом году его решили повторить.

На четыре дня, с 3 по 6 июня, главная площадь столицы превратится в огромную библиотеку и книжную ярмарку одновременно: множество стендов и тематических зон будут работать для москвичей и гостей столицы абсолютно бесплатно. Места хватит всем – вне зависимости от вкусовых предпочтений или стилистических пристрастий. Редакция m24.ru совместно с порталом 2do2go выбрала самые интересные мероприятия предстоящего праздника и побеседовала с писателем Александром Снегиревым, ставшим в прошлом году лауреатом "Русского Букера" за роман "Вера".

Конечно же, центральными событиями фестиваля станут встречи с писателями – они прочитают фрагменты своих новых книг, ответят на вопросы публики станут участниками автограф-сессий. Среди выступающих уже заявлены такие мэтры, как Евгений Евтушенко, Михаил Веллер, Денис Драгунский, Сергей Лукьяненко, Евгений Водолазкин и многие другие авторы. Выступать авторам предстоит на нескольких тематических площадках: все пространство фестиваля будет разделено на несколько зон: "Художественная литература", "Нон-фикшн", "Детская зона", "Библиотека".

Конечно, основное внимание массового читателя будет сосредоточено на художественной литературе, но мы рекомендуем не оставить без внимания и другие пространства фестиваля. Например, гостем Детской сцены фестиваля станет мультпликатор Юрий Норштейн, кроме того в гости к юным посетителям фестиваля придет художник Андрей Бильжо, писатели Григорий Кружков и Михаил Липскеров, который в рамках специальной кинопрограммы расскажет юным читателям и зрителям, как работать над сценарием мультипликационного фильма (эта лекция так и называется – "С чего начинается мультфильм?").

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Связь литературы и киноисскуства, в связи с провозглашенным в России годом кино, на фестивале особенно очевидна: для зрителей будут демонстрироваться киноверсии известных литературных произведений. Естественно, подготовлена и специальная программа с участием известных актеров театра и кино. Так, на фестивале состоится премьерный показ спектакля "Флейта-позвоночник", основанный на одноименной поэме Владимира Маяковского: главную роль в нем играет Вениамин Смехов, и эта постановка, по словам ее создателей, задумывалась как посвящение знаменитому спектаклю "Послушайте!", прогремевшему в свое время в Театре на Таганке.

Но главные события фестиваля приурочены к 6 июня – дню рождения Александра Сергеевича Пушкина: в этот день состоится премьера спектакля Елены Исаевой "Жизнь гения", которую подготовил Центр имени Мейерхольда, а мастерская Дмитрия Брусникина покажет спектакль "Евгений Онегин", в котором классический пушкинский текст будет дополнен специальным видеоартом и живой музыкой. Солисты Большого театра в этот же день выйдут к публике с концертной программой, включающей в себя арии из опер, написанных на пушкинские сюжеты – "Борис Годунов", "Золотой петушок", "Пиковая дама", "Руслан и Людмила".

Музыке на фестивале тоже отведено не последнее место: так, зрители увидят фрагменты рок-оперы "Преступление и наказание", поставленной Андреем Кончаловским на музыку Эдуарда Артемьева. Одним из сюрпризов этой постановки станет исполнение известным эстрадным артистом Ефимом Шифриным роли Порфирия Петровича: столь неожиданное преображение актера уже вызывает у публики и театральной критики неподдельный интерес.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Другим знаковым музыкальным событием станет программа "Из жизни планет", которую подготовили Олег Нестеров и группа "Мегаполис". Это музыкально-поэтическое действо, своеобразная дань памяти фильмам 60-х годов, воскрешает четыре так и не снятых картины: "Причал" и "Прыг-скок, обвалился потолок" Геннадия Шпаликова, "Семь пар нечистых" Владимира Мотыля и "Предчувствие" Андрея Смирнова.

А откроется "Красная площадь" выступлением скрипача Вадима Репина и Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" представят программу-посвящение роману Льва Толстого "Анна Каренина". Это исполнение саундтрека к фильму 1927 года Love, автором которого стала греческий композитор Афродита Райкопулу. Саундтрек оживил знаменитую голливудскую постановку с Гретой Гарбо в главной роли, а Вадим Репин специально для фестиваля подготовил специальную адаптацию записи. Исполнение будет сопровождаться видеорядом, включающим в себя фрагменты из всех ключевых экранизаций романа.

При этом сами писатели, принимающие участие в программе фестиваля, возлагают на "Красную площадь" большие надежды. О грядущем мероприятии, его программе и ожидании от книжной индустрии мы поговорили с одним из приглашенных гостей, лауреатом премии "Русский Букер" Александром Снегиревым.

Фото: facebook.com/alexander.snegirev.1

– Первый вопрос, конечно же, о книжном фестивале "Красная площадь". Как, по вашему мнению, подобные форматы способствуют популяризации литературы в целом и росту популярности отдельных авторов?

– Мне очень нравится ярмарочное отношение к книгам. Мы привыкли излишне сакрализировать книги, а они – просто товар вроде чебуреков или салата "Цезарь". Пища, но не для желудка, а для ума и сердца. Так что продаваться книги должны, как еда – весело, с дегустациями, с торгом и шутками-прибаутками. Это делает привлекательнее и сами книги, и писателей.

– Как Вы думаете, чем полезны такие литературные фестивали для современной молодежи?

– В любом возрасте мы любим погулять среди ярких прилавков, поглазеть, потрогать, пококетничать, выпить лимонаду и что-нибудь купить. Так что книжные фестивали и молодежи нужны, и пенсионерам. А Красная площадь, которая с древних времен была торговой, прекрасно для этого приспособлена.

– Если посмотреть на гостей фестиваля со стороны, кого можно встретить чаще? Молодое или, наоборот, взрослое поколение? И как вы думаете, с чем это связано?

– Чаще всего можно встретить женщин всех возрастов. Почему? Потому что в России читают почти исключительно женщины. Это суровая статистическая правда. Кроме того, именно женщины думают о семье, о близких, о том, какую книжку подсунуть мужьям, любовникам, детям и внукам. Так что не удивлюсь, если Красная площадь в дни фестиваля превратится в женское царство.

– В чем уникальность фестиваля "Красная площадь"? Каковы его отличия от других?

– Уникальность прежде всего в расположении. Ни на одном фестивале литература не оказывается так близко к кладбищу. На мой взгляд, это очень символично, ведь так или иначе все хорошие книги затрагивают вопросы жизни и смерти. Так что место выбрано весьма подходящее.

– Как вы считаете, чем данные мероприятия полезны для самих авторов и литераторов?

– Книжный фестиваль – это всегда очная ставка писателя с читателем. Писатели утрачивают ореол недоступности, оказываются простыми людьми, часто невысокого роста, обыкновенными – из плоти и крови. Кого-то такая встреча разочарует, кого-то ободрит. Писатели фактически отдают себя на растерзание, потому что общение даже с очень доброжелательной аудиторией – это огромный труд. Удовольствие несказанное, но выматываешься страшно. Все равно что концерт отыграть.

– Как сделать литературу интересной для тех, кто считает, что читать – это напрасная трата времени?

– Рано или поздно каждый из нас оказывается в тупике. Рано или поздно каждый нуждается в совете, в импульсе для размышлений, в созвучном переживании, в заочном споре. И тогда на сцену выходит литература. Можно, конечно, обходиться советами телеведущих, но это смотря у кого какие запросы. Литература как таксист в экстренной ситуации – не вы ему нужны, а он вам.

– Вы публиковались в толстых журналах. Скажите, их роль так же велика и значима для читающего сообщества, как это было в 60-е и 70-е годы?

– Толстые журналы сегодня принято недооценивать, а между тем их читают в библиотеках по всей стране. Это единственная площадка, где можно публиковать рассказы. Это один из последних оплотов профессиональной редактуры и критики. У нас принято все делить на то, что приносит прибыль, и то, что не приносит. Второе уничтожается, как ненужное. Это глубочайшая ошибка, которая может привести к утрате национальной идентичности. Прибыль зачастую приносят минутные, пустяковые вещи, которые завтра превратятся в пшик, убыточные же предприятия порой имеют краеугольное значение. Покажите мне мудреца, святого, философа, который был бы удачливым бизнесменом? Но именно такие люди формируют идеи, задают направления для целых народов. Если мы будем ориентироваться только на тиражи, продажи, бойкие названия и яркие обложки, то очень скоро превратимся в стадо дикарей. Толстые журналы нужны.

Фото: facebook.com/alexander.snegirev.1

– В своих интервью вы часто говорите, что довольно много правите и корректируете тексты (ту же "Веру" переписывали 11 раз). А есть ли произведение, которое ушло к читателю с минимальным количеством корректур и правок?

– Я пишу от руки в тетради, потом перепечатываю, потом откладываю, потом читаю вслух, потом… и так много раз. В какой-то момент понимаешь, что все, выдохся. В таком случае, как в спорте, надо сделать еще одно усилие. Например, роман "Нефтяная Венера" был издан торопливо. Уж очень мне хотелось его поскорее опубликовать. Сказывались амбиции, моя природная нетерпеливость и страсть, которую я в эту книгу вложил. Что сказать… После публикации я этот роман переписывал раза три. И вот результат – скоро выйдет переиздание с очередными существенными правками.

– Что происходит с российской литературой сегодня, каковы ее тенденции развития? И что ждет ее в будущем, по вашему мнению?

– Я вижу две тенденции: появление толстых романов-сериалов и книг, наоборот, предельно сжатых. На одной стороне поля играют масштабные по объемам тома, рассчитанные на долгое размеренное чтение, на другой – короткие, иногда поэтические сочинения, насыщенные и концентрированные. Что лучше? И то хорошо, и это. Что выживет? Покажет время.

– Сегодня много говорят о смерти бумажной книги, уходе литературы в цифру. Так ли это и какая судьба ждет бумажную книгу в XXI веке?

– Мы живем во времена, когда постоянно что-то хоронят. То театр хоронили, то телевидение, то кино, теперь вот бумажную книгу. Уже лет двадцать пять Россию хоронят. И ничего, все живы и здоровы. У любого дела бывают периоды взлетов и падений, и книга не исключение. Человек привязан к тактильным ощущениям, поэтому бумажная книга, полагаю, сохранится. А вообще, какая разница, на чем записана увлекательная, страшная или веселая история? Главное, чтобы писатели не перевелись.

Павел Сурков