Форма поиска по сайту

Лео Бокерия: "сердечные" прогулки с доктором и новости кардиохирургии

20 июня завершился форум "Здоровье нации – основа процветания России". Президент общественной организации "Лига здоровья нации" и главный кардиохирург Минздрава России Лео Бокерия подвел итоги форума в гостях у радиостанции "Москва FM", а также заслуженный кардиохирург рассказал о проекте, организованном его младшей дочерью, благодаря которому москвичи смогут прогуляться по парку с врачами и задать им вопросы о своем здоровье.

- Приветствуем большого гостя в нашей студии, президента "Лиги здоровья нации, академика Лео Бокерия. Лео Антонович, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Лео Антонович, еще не можем не обсудить с Вами актуальную тему, наверняка Вы уже не раз отвечали на эти вопросы, но тем не менее, по поводу антитабачных поправок новых. Многие сейчас эксперты и ваши коллеги кардиохирурги говорят о том, что вот эти запретительные меры – это не самый лучший способ, нужно придумывать какую-то большую программу, то есть сделать курение немодным, как это сделали еще в 70-е в Америке. То есть нам нужно что-то такое, чтобы вообще отказаться от этой пагубной привычки.

- Я думаю, что сделано все правильно. В течение многих лет проводилась большая разъяснительная работа. Вы не можете выйти в Нью-Йорке на улицу с сигаретой, вас оштрафуют как минимум, да? Вы не можете курить в квартире, где есть дети. И так далее и тому подобное. Это было достигнуто только благодаря вот как раз таким мерам. А другой вопрос в том, уже на этом фоне мы можем проводить вот то, о чем вы говорите – разъяснительную работу и так далее. Но как можно терпеть, скажем, курение, когда мы точно знаем сегодня по рандомизированным исследованиям, что пассивные курильщики болеют в два раза чаще, чем активные курильщики. Представьте себе: семья, дети, родители, понимаете, все страдают от того, что одному человеку хочется покурить и так далее.

- Лео Антонович, в прошлом году была запущена акция, можно было с Вами прогуляться в парках московских. Что это за история была и продолжаете ли Вы гулять с москвичами?

- Акция была организована профессором Ольгой Бокерия – это моя младшая дочь, кардиолог. Она позаимствовала международный опыт, называется "Walk with a Doc", смысл в том, что во время прогулки человек получает возможность переговорить с врачом, задать какие-то вопросы и так далее. Вот это одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса в том, что, когда они приходят к нам, мы им измеряем давление, частоту пульса, смотрим сахар. Кстати говоря, приходят очень многие люди, которые потом ведут идут на консультацию. Один километр всего, вот начинается с этого. Мы ориентировались на данные зарубежных специалистов, которые специально этим занимались, установлено, что человек, который гуляет в неделю один час хотя бы и выдерживает один месяц, он потом должен перейти на два часа в неделю во второй месяц, и за это время у него появляется потребность заниматься еще каким-то видом спорта, плавать или еще чего-то. И это первая ступень к оздоровлению, мы не говорим о здоровых совершенно людях, которые занимаются спортом, бегают, плавают, мы говорим о людях, которым нужно оздоровление. В мировой практике сегодня более ста программ оздоровления. Они, как правило, все-таки на одном языке только. И мы в свое время пытались их перевести на русский язык, унифицировать, но поняли, что они должны быть приспособлены к стране, поэтому это колоссальная работа требует больших затрат. Ну а вот по частям мы делаем это частью Лиги здоровья нации, и вот "прогулки с врачом" получили очень широкое распространение в России, потому что вот сейчас 18, 20 июня, когда проходил 10-й конгресс нашей Лиги ко мне подходила масса людей из разных регионов и рассказывали, что эта "прогулка с врачом" развивается.

- Лео Антонович, недавно известный кардиохирург американский приезжал в Белоруссию, провел ряд сложнейших операций. Примерно тоже самое происходит и в нашей стране достаточно часто, в последнее время приезжают прославленные хирурги зарубежные, проводят операции. И очень много разных мнений насчет этого бродит. Ваши коллеги и российские власти часто говорят о том, что немного дискредитирует нашу российскую медицину, когда мы отправляем наших детей лечиться заграницу или когда их оперируют иностранные врачи. В связи с этим даже "палки в колеса вставляют", как говорят, всяким организациям благотворительным, которые оплачивают эти переезды и лечение заграницей. Как Вы к этому относитесь? Или нет пока другого выхода.

- Нет, выход абсолютный, никакой проблемы. Вы знаете, буквально перед как я поехал к вам, подошла ко мне мамочка одна, там ребенку меньше месяца и говорит, что его прооперировали там, и я сказал, что надо 6 месяцев подождать, чтобы не детализировать. И они хотят повести этого ребенка в клинику, где делают в год 200 операций, а мы делаем 3,5 тысячи таких операций в год. Но с другой стороны, понимаете, в Германии, куда бы вы ни приехали, в любой клинике на русском языке написано "Мы вас ждем" и так далее и тому подобное. В Москве работает более 1 тысячи офисов, которые только занимаются этим. В целом ряде стран, в том числе в Германии, в Израиле, во Франции, в Америке они берут на работу русскоязычных врачей, которых не подпускают к операционному столу, естественно, они работают в реанимации, они работают в поликлинике, но они списываются с больными и так далее и тому подобное. Это хорошо продуманная такая работа, которую осуждать я не могу, потому что им никто не запрещает этого делать, понимаете? Но я бы сказал так, что без того, чтобы день и ночь не проводить разъяснительную работу, ничего не изменится. Должно быть понятно мнение Иванова, Петрова, Сидорова, делающих врожденные пороки, наших врачей, надо же нас послушать, понимаете?

- Я так понял из Ваших слов, что можно не посылать заграницу, а делать операции здесь. Вот я хочу понять, эти специалисты - это еще советское наследие? И как сейчас готовят кардиохирургов?

- Никакое не советское наследие, вот у меня сейчас третье поколение ассистентов, им от 30 до 33 лет, они делают широчайший спектр операций с очень хорошими результатами и очень сложные операции. Вот я это часто говорю, и в Штатах даже это говорил, если взять Бакулевский центр, где делается почти 5 тысяч операций с искусственным кровообращением, и поместить в любой точке США, все там зачахнет, уверяю вас. Потому что контингент больных от 0 дней жизни и 90 годами и все виды существующих операций, но мы делаем, несмотря на то, что с 95 года мы сделали скачок от 6 тысяч операций на открытом сердце вся страна, до 50 тысяч операций в прошлом году…

- Лео Антонович, сейчас очень модная тема: обсуждает, что очень скоро сердце станет механическим, будет работать как часы, будем жить вечно практические. Какие сейчас серьезно в кардиосфере есть инновации, и, условно говоря, через какое время каких достижений мы уже можем достичь в этом?

- Ну искусственное сердце давно уже существует в практике, мы в нашем центре тоже использовали все существующие виды механического сердца. Можно сказать так, что сегодня внимание сконцентрировано в основном на лечении хронической сердечной недостаточности. Когда совсем необязательно заменять все сердце, нужно желудочек левый, который сокращается, его надо опорожнить, чтобы него поменьше крови поступило, чтобы оно могло сокращаться, а эту кровь в обход чтобы этот насосик послал в артерии. И для этого существуют такие устройства, которые прокачивают от 2,5 литров до 4 литров крови в минуту, они сегодня имеют размер как батарейка А2. Там есть проблемы, конечно, серьезные проблемы, они связаны с тем, что по-прежнему источник питания выводится наружу, и через вот это место может попадать инфекция – это первое, и второе то что там есть чисто технический нюанс, который не позволил пока избегать тромбоза, если бы эти насосы могли работать 10-15 лет, ну хотя бы 5 лет, мы могли бы их просто менять с интервалом, как мы меняем электрокардиостимуляторы.

- Как насадки.

- Мы меняем же систематически, через 10, 20, 15 лет.

- Лео Антонович, про форум "Здоровье нации – основа процветания России", он не так давно закончился. Какие Вы можете вынести итоги этого мероприятия.

- Это у нас тоже десятый форум, хотя он формально назывался восьмой, потому что два у нас было межгосударственных форума. Он прошел в штатном режиме, там было очень много конгрессов внутри профессиональных, здравоохранения и здоровья нации, образования и здоровья нации – это все, поверьте мне, очень серьезные темы, которые решают проблему здоровья человека. Кроме того, была грандиозная, я считаю, выставка межотраслевая из разных регионов страны и разные министерства участвовали. И был еще такой альтернативный вариант для молодежи, он касался встреч молодежи с виднейшими представителями спорта, которые демонстрировали «высший пилотаж" в этой части. И количество участников с каждым годом увеличивается, мы сегодня представлены в 65 регионах РФ, и надо сказать, что не осталось ни одного министерства, ни Госдумы, ни совета федерации, которые бы не приняли участия, и это очень приятно, потому что у нас сегодня комиссию центральную возглавляет председатель правительства, так что лёд как-то в этом отношении тронулся.

- Как будете отмечать, Лео Антонович. грядущий юбилей?

- Еще впереди полгода, поэтому я еще даже не думал, вот вы первая, кто сегодня, вот внизу мне задали вопрос, и вы задали.

- Вот у меня коллеги интересуются, выпьете ли Вы рюмочку?

- Нет, я должен официально заявить, что я с 1 сентября 2012 года совершенно не пользуюсь услугами алкоголя никакого, поэтому не думаю, что я это сделаю.

- Спасибо, что зашли к нам в гости. А у нас в студии был Лео Бокерия, президент Лиги здоровье нации, академик. Спасибо.

- Спасибо.