В сентябре Москва запускает один из главных долгостроев - Алабяно-Балтийский тоннель. Реконструкция и расширение магистралей идет практически по всему городу. Первый замглавы департамента строительства Петр Аксенов в интервью m24.ru рассказал, как ведутся работы на московских трассах и почему дорожники хотят заниматься реконструкцией магистралей круглосуточно.
- Петр Николаевич, как исполняется адресно-инвестиционная программа в области дорожного строительства в этом году? Какие объекты сдадите?
- Несмотря на непростую экономическую ситуацию, которую сегодня называют кризисной, с поставленными задачами мэра управление дорожно-мостового строительства успешно справляется. В частности, из 83 километров дорог за первое полугодие уже сданы 38. Из 26 искусственных сооружений, куда входят эстакады, тоннели, сданы 23. На более чем 30 искусственных сооружениях сейчас ведутся работы. Поэтому у нас есть стопроцентная уверенность, что план 2015 года будет выполнен.
- Внушительно, но есть один проблемный объект - Алабяно-Балтийский тоннель.
- Тоннель в строительной части очень сложен. Он проходит под тремя ветками метро, что потребовало от строителей невероятно ювелирной работы. Подрядчики в технической части по прохождению оказались на высоте, но не в полном объеме осилили проблему, связанную с природой. Выполнялись многочисленные дополнительные действия, чтобы снизить протечки и обеспечить надежную эксплуатацию. К работе подключили научно-исследовательский институт строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова, Институт земли, их специалистам известна практически вся геология Москвы. На данный момент завершаются работы по подготовке исполнительной документации, необходимой для ввода объекта. И уже к концу сентября по тоннелю планируется запустить движение.
- Москвичи будут рады.
- Этого события ждут все автомобилисты. Тем более, это достаточно уникальный, сложный, необычный в исполнении проект. Сверхнеобычного там ничего нет, но была сложность прохождения, как уже отмечалось, под линиями метрополитена и железной дороги. Это вызывало особое напряжение.
- Петр Николаевич, а как будет обустроена территория над тоннелем? Будут ли там парковки?
- Строительство парковок уже закончено, в том числе и механизированной стоянки. Парковочные места размещаются на трех подземных уровнях в техническом пространстве и частично на прилегающей территории.
- А сколько всего парковок?
- Всего около 600 парковочных мест – это обычные гаражи на 427 машино-мест и механизированный паркинг на 124 машино-места. В настоящее время все оборудование смонтировано, идет его наладка. Напомню, что это отдельный объект, который не входит в состав Алабяно-Балтийского тоннеля, его отдельно проектировали и строили. В котловане, который был создан для проходки тоннеля, мэр дал поручение рассмотреть возможность размещения паркинга. И оно выполнено.
This browser does not support the video element.
- А общественный транспорт будет ходить в тоннеле?
- Нет, движение общественного транспорта первоначально не было предусмотрено проектом в соответствии с действующими нормами правил.
- А на перекрытии тоннеля будет сквер, который обещали жителям?
- На Балтийской улице уже разбит сквер площадью более 5 тысяч кв. метров, который станет прекрасным местом отдыха для жителей этого района. Здесь посажены деревья и кустарники, установлены скамейки, урны и вазоны, выполнено мощение гранитной плиткой.
- Есть еще один интересный проект – винчестерный тоннель на улице Народного Ополчения. Улицу закрыли на полтора года.
- Мы совместно с департаментом транспорта, ЦОДД, ГИБДД, "Мосгортрансом" и другими структурами проанализировали предложение о закрытии движения по улице Народного Ополчения и пришли к выводу, что эта мера не создаст неудобств для жителей. В свою очередь, движение общественного транспорта на этом участке сохранено в полном объеме.
Это решение дало возможность сконцентрировать на объекте большое количество рабочей силы и техники для перекладки инженерных коммуникаций и приступить к работам на всю ширину основного тоннеля.
- Почему выбрали форму винчестерного тоннеля?
- Строительство тоннеля и боковых проездов необходимо для бессветофорного движения на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина. Решение о строительстве тоннеля именно такого типа было принято из-за плотной городской застройки, дорога зажата между жилыми домами. После расширения улицы Алабяна, прилегающей к Алабяно-Балтийского тоннелю, и улицы Народного Ополчения от Звенигородского шоссе остался узкий 800-метровый участок, который после строительства тоннеля будет ликвидирован.
Благодаря тоннелю, светофоры на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения будут ликвидированы и получится полноценная равномерная трасса. Для удобства населения будут построены пять пешеходных переходов: два подземных и три наземных.
- Однако пока тоннель не построили, жители жалуются, что к домам трудно подъехать.
- Это не объективно. Хочу повториться, что движение общественного транспорта со всеми существующими остановками сохранено. Также сделаны переходы через котлован к домам, к которым подойти можно только с улицы Народного Ополчения. Все вопросы по транспортному обеспечению района отработаны с префектурами и департаментом транспорта.
- Другой гигантский проект – реконструкция вылетных магистралей. Интересен вот какой момент: как идет договоренность с областью о расширении трасс за пределами МКАД?
- Совместным решением Минтранса, Правительства Москвы и Московской области утверждена программа "Развитие транспортной системы Московского региона". В нее включены не только трассы, но и железные дороги, развитие речного пароходства, авиаперевозки, то есть многоплановый комплекс развития московского транспортного узла. По этой программе реконструкцию вылетных магистралей город выполняет, а затем область и Росавтодор подхватывают и продолжают реконструкцию улично-дорожной сети, максимально заходя на территорию Московской области.
- Как идет реконструкция Щелковского шоссе?
- Принято решение отказаться от проектирования и реконструкции развязки на пересечении Щелковского шоссе с МКАД, так как она выходит на старое однополосное Щелковское шоссе, которое проходит по деревне в Московской области и пропустить через нее огромный поток машин невозможно. Поэтому мэр дал поручение поручение не проектировать и не строить развязку до тех пор, пока Росавтодор совместно с Московской областью не решит вопрос о дальнейшем прохождении трассы (Минприроды не поддерживает ее прокладку через Лосиный остров - m24.ru).
Что касается реконструкции Щелковского шоссе, то работы планируется завершить в сентябре 2016 года.
- А как другие дороги, уходящие на территорию Московской области?
- На остальных объектах активно ведется совместная работа Московской области и федеральных структур. Мы уже состыковались с Подмосковьем по двум объектам. Это трасса М5 "Урал": в прошлом году завершилась реконструкция развязки на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД, открылось движение по развязке на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова.
Завершили и работы на Можайском шоссе, "Росавтодор" немного отстал от нас, в этом году они завершают расширение Можайского шоссе в области.
Уже реконструированы транспортные развязки на пересечении МКАД с Ленинградским шоссе, Мичуринским проспектом, с Можайским шоссе, развязка на пересечении МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы.
В 2015 году будет сдано пять объектов: развязки на пересечении МКАД с Ленинским проспектом, Рязанским проспектом, с Каширским шоссе. А также на территории Московской области завершатся работы по развязке МКАД с Дмитровском шоссе.
- Давайте перейдем к важной теме – это строительство хорд. Как идет строительство Северо-Восточной хорды?
Она состоит из шести основных участков. В настоящее время ведется строительство двух участков хорды: от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и от Измайловского до Щелковского шоссе.
Получено положительное заключение Мосгосэкспертизы для строительства участков Северо-Восточной хорды от Щелковского шоссе до Открытого шоссе и от шоссе Энтузиастов до МКАД.
Строительство хорды как новой транспортной артерии города обеспечит бессветофорное движение транспорта. Это приведет к сокращению среднего времени поездки более чем на 15%, позволит разгрузить МКАД на 20-25 % и в полной мере перераспределить транспортные потоки Третьего транспортного кольца, Щелковского шоссе и шоссе Энтузиастов, а также Рязанского и Волгоградского проспектов.
- А вообще есть идея связать хорды, да?
- Узел связки будет на Дмитровском шоссе. У нас сейчас разработан еще один проект, который позволит соединить Фестивальную улицу, дальше через Бусиновскую развязку на МКАД с выходом на магистраль в аэропорт "Шереметьево". Обе транспортные артерии – Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, будут иметь выход на международный аэропорт "Шереметьево". Таким образом, улучшится транспортное сообщение для тех, кто пользуется авиаперевозками.
- А Северо-Восточная хорда будет связана с Южной рокадой?
- Нет, это совсем другая магистраль. Южная рокада - это участок от МКАД на Рублевском шоссе до МКАД на развязке в районе Братеево, который обеспечит бессветофорное движение от Рублевского до Каширского шоссе. В настоящее время участок от МКАД на Рублевском шоссе до Балаклавского проспекта построен, участок от Балаклавского до Пролетарского проспекта находится в проектировании и в ближайшее время мы планируем приступить к его строительству. Остальные участки пока прорабатывает Москомархитектура.
Строительство Южной рокады обеспечит диагональную связь между западной, южной и юго-восточной частями города, а также значительно снизит загруженность ряда вылетных магистралей; центральной части города, МКАД и Третьего транспортного кольца в южном и юго-восточном секторе столицы.
- Давайте о сроках. Когда планируете запустить движение по Северо-Восточной хорде и Южной рокаде?
- Первые два участка Северо-Восточной хорды будут закончены в 2016 году, а по другим участкам – от дороги Вешняки-Люберцы до шоссе Энтузиастов и от Щелковского шоссе до Открытого шоссе – проекты есть, но решения о торгах на определение подрядной организации и определения сроков начала строительства будут приняты с учетом выделенных бюджетных ассигнований.
– Петр Николаевич, а о велолюбителях позаботитесь, на магистралях появятся велодорожки ?
– На Большой Академической улице, которую расширяем, будет велодорожка почти от улицы Приорова до железной дороги.
– То есть вы к велодорожкам вдоль трасс хорошо относитесь?
– Почему бы и нет? На Большой Академической улице огромный Тимирязевский парк с прудом. Люди пришли в этот парк, взяли напрокат велосипед и покатались вдоль леса.
– Как защищаются те жилые дома, где идет стройка? Меняются ли окна, ставятся ли шумозащитные экраны?
– Одно из важных правил - перед завершением работ, пуском дороги или эстакады выполнить защитные мероприятия. На самих объектах ставятся шумозащитные экраны, высокие и низкие. Очень много меняем окон. Пример - Большая Академическая. Здесь мы заменили порядка 9 тысяч окон.
– А вот на Волоколамской эстакаде отказались от шумозащитных экранов, почему?
– Нет, это неправда, там будут установлены шумозащитные экраны, но невысокие.
– В Московской области принято специальное решение для дачников в час пик - не вести строительные работы в пятницу вечером, а также в воскресенье утром. Москва не планирует сделать то же самое?
– В Москве мы работаем с 7 часов утра до 23 часов вечера, позже не имеем права по закону о тишине. А хотелось бы летом вести работы круглосуточно, хотя бы не шумные, так как чем дольше ведется строительство, тем больше неудобств для жителей. Как только объект закончен, все неудобства забываются.
Приведу в пример развязку на улице Академика Янгеля, там жители домов очень возмущались во время стройки. А теперь все хорошо, машины едут, и никто не возмущается. Затора теперь нет, никто не сигналит, нет аварий, нет загазованности около домов, транспортные потоки не мешают друг другу.
– Как решается проблема отбойников, вот, например, на Кутузовском проспекте их нет, и случаются аварии?
– Это проблемы не дорожного обустройства, а нерадивых водителей, которые вылетают на сплошную полосу. Дело не в отбойниках, пусть соблюдают правила движения.
– Многих горожан волнует, как идет реконструкция Калужского шоссе? Когда пробки там закончатся?
- Сейчас на первом этапе реконструкции Калужского шоссе полным ходом идут работы от 20 до 29 километра. Ведется освобождение территории, перекладка большого количества инженерных коммуникаций. Принимаются активные меры, чтобы завершить реконструкцию раньше срока.
- Как будет модернизироваться МКАД, но не развязки, а сама дорога?
– Уже сделан участок от Можайского шоссе до Мичуринского проспекта, справа и слева дорога расширена на одну полосу, обустроены боковые проезды. Другие участки МКАД пока прорабатываются.