Фото: ИТАР-ТАСС
В транспортном комплексе Москвы рассматривается вопрос о том, чтобы запретить водителям наземного общественного транспорта продавать билеты. Об этом М24.ru рассказал член общественного совета при департаменте транспорта и сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов. Причем вопрос уже находится на стадии обсуждения деталей.
"Надо освободить водителя от продаж, - уверен Морозов. - Иначе четкого соблюдения расписания движения мы не добьемся никогда. Каждый должен заниматься строго своим делом, иначе это приведет к браку в работе. А для покупки билетов можно установить автоматы в салоне".
В департаменте транспорта подтвердили, что такие планы сейчас активно обсуждаются в связи с введением новых типов единых билетов. "Обосновано это тем, что продажа билетов водителем вызывает задержку при посадке пассажиров, что не позволяет выдерживать график движения, – пояснили в пресс-службе ведомства. - Также это негативно сказывается на безопасности во время движения, так как водитель отвлекается от управления".
Напомним, что вопрос о том, чтобы освободить водителей от функций кондуктора, поднимался уже несколько раз. В марте 2007 года заммэра Москвы Юрий Росляк сообщил, что водители наземного транспорта перестанут продавать билеты, когда уровень спроса на эту услугу снизится до 1%. На тот момент он составлял более 3%.
В 2008 году было обещано, что через 3 года (к началу 2012-го) билеты вообще будут отменены, а оплатить проезд можно будет при помощи sms или банковской карты. Позже в 2010 году глава департамента транспорта Василий Кичеджи пообещал уже в 2011 году появится единый билет на все виды транспорта, что также должно было привести и к отказу от покупок билетов непосредственно в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая. Впрочем, до сих пор все эти планы реализованы не были.
Летом этого года заммэра Москвы по экономической политике Андрей Шаронов предлагал повысить стоимость билета, покупаемого у водителя, чтобы сократить количество желающих оплатить проезд таким образом. Но в результате все тарифы были сохранены.
Теперь же вероятность того, что водитель сможет сосредоточиться исключительно на своих прямых обязанностях, стала выше. Оплатить проезд
банковской картой можно уже с июля этого года. А несколько типов универсальных билетов
будут постепенно введены в следующем году.
По информации департамента, в феврале-марте 2013 года появится билет, по которому можно будет ездить и в метро, и на наземном транспорте. Также в начале года должен появится билет, который дает право за 90 минут совершить одну поездку на метро и несколько по земле. Позже должен появиться билет с функцией электронного кошелька – транспортная карта для всех видов транспорта, которую можно пополнять со счета банковской карты, при помощи sms, через платежные терминалы и в интернете. Кроме того, если карта будет потеряна, то остаток средств можно будет вернуть. Позже с помощью этой карты можно будет оплатить и парковку.
И наконец должен появится билет для туристов, который будет действовать один день на всех видах транспорта без ограничения поездок. Его ориентировочная цена – 200 рублей. А в конце 2013 года или в 2014-м планируется ввести билет на все виды транспорта, включая электрички.
Также для удобства пассажиров будет продлен срок действия многоразовых билетов до трех месяцев (вместо 45 дней). Это должно сделать их более популярными и, в том числе снизить количество желающих купить билет у водителя. Добавим, что "Мосгортранс" уже объявил конкурс на 22 млн рублей на разработку программного обеспечения, которое позволит пользоваться четырьмя новыми видами билетов. И наконец, последней мерой станет увеличение количества мест, где можно купить билет. Например, пунктов продажи "Мосгортранса" станет втрое больше – 3 тысячи.
Григорий Смолицкий