Наземный транспорт в Москве стал частью современной инфраструктуры и перестал считаться средством передвижения только для социально-незащищенных людей. Сейчас в компании работает 15,7 тысячи водителей, еще 2,5 тысячи человек планируется принять на работу. О том, зачем объединять сеть бесплатного Wi-Fi метро и "Мосгортранса", почему наземный транспорт будет переходить на тактовое расписание и правда ли, что женщины более ответственные водители, в интервью m24.ru рассказал генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Евгений Михайлов.
– Вы возглавляете "Мосгортранс" почти три года. Если подводить промежуточный итог работы, то как, на ваш взгляд, за это время изменился наземный транспорт в городе?
– Раньше считалось, что наземный транспорт – это средство передвижения для социально-незащищенных людей и тех, кто не встроен в современную модель городской жизни. Эта философия чувствовалась во всем. И в отношении пассажиров к общественному транспорту, и в отношении самих водителей – они не считали свою работу престижной и нужной городу. И в отношении к подвижному составу, который не обновлялся. Благодаря транспортной политике города нам удалось изменить социальные представления горожан. Город отдал приоритет движения пешеходам и общественному транспорту. Для комфорта пассажиров обновился подвижной состав, повысились требования к экологическому классу автобусов, появились IT-приложения, помогающие отслеживать движение общественного транспорта между остановками. И все большее количество горожан сегодня стали выбирать общественный транспорт для своих поездок.
– Как обеспечивается безопасность движения наземного транспорта? Как часто водители попадают в аварии?
– Наземный транспорт сегодня – самый безопасный вид городского транспорта в Москве. По вине наших водителей совершается менее 10 процентов ДТП. За первые шесть месяцев 2016 года количество число аварий снизилось на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2014 году в "Мосгортрансе" была создана централизованная служба безопасности движения, которая сейчас контролирует работу всех автобусных парков. В данном подразделении работает 130 сотрудников, большинство из них – бывшие сотрудники ГИБДД. Они проверяют работу водителей на линии: это и соблюдения правил дорожного движения, и отвлечение от управления – а также занимаются разбором ДТП.
– Какие нарушения ПДД у водителей выявила созданная служба безопасности?
– Три года назад в "Мосгортрансе" не пристегивались ремнями безопасности почти 100 процентов водителей, 50 процентов курили в кабине, 30 разговаривали по телефону во время движения. Сейчас подобные нарушения тоже происходят, но уже как единичные нарушения, а не массовая практика. Соблюдение водителями ПДД резко повышает безопасность движения.
– Удалось ли вам установить тотальный контроль за работой водителей?
– Мы понимаем, что не можем контролировать работу всех водителей 24 часа в сутки, поэтому два года назад запустили проект "ДТП.нет". Номер нашего сall-центра есть на каждом автобусе "Мосгортранса". Любой горожанин в любой момент может позвонить и рассказать о проблеме.
– Сколько в месяц звонков вы получаете?
– В месяц мы получаем примерно 500 обработанных сообщений. То есть это те сообщения, которые отобраны оператором и могут подтвердиться. Сложность в том, что в сall-центр звонят люди, которые жалуются на свои проблемы: на страну, зарплату, соседа. Такие сообщения в список отобранных не поступают.
– Что вы делаете с отобранными жалобами?
– Проводим проверки по каждому подобному случаю, и в этом нам очень помогают установленные в салонах наземного транспорта камеры, которые фиксируют все происходящее, как внутри, так и снаружи. В настоящий момент около 70% всего подвижного состава оборудовано такими камерами, а до конца года они появятся во всех автобусах, троллейбусах и трамваях "Мосгортранса".
Кроме того, передвижение всего наземного транспорта фиксирует система "ГЛОНАСС". С ее помощью мы можем сразу проверить место и время, взять архив видеозаписи и посмотреть: было ли нарушение, о котором сообщил участник дорожного движения, поэтому работа сall-центра серьезно дисциплинирует наших водителей.
– Быть под постоянным видеонаблюдением для водителей может быть серьезной эмоциональной нагрузкой.
– Это не нагрузка, если ты не нарушаешь. Надо просто привыкнуть, что за рулем не надо нарушать ПДД. Наша задача – привести число нарушений правил среди водителей к абсолютному нулю.
– В "Мосгортрансе" ввели специальную систему медицинского осмотра водителей. Как она работает?
– Безопасность движения зависит не только от соблюдения ПДД водителями, но и от их физического здоровья. Водитель везет в салоне 50-100 человек. Важно, чтобы во время работы ему не стало плохо. Поэтому для контроля здоровья водителей мы запустили автоматизированную систему медицинской проверки. Данная система построена на анализе индивидуальных параметров каждого конкретного человека, анализируя не только давление, пульс и тест на алкоголь, но и включает в себя скрининг около 20 параметров. После введения системы осмотра в этом году у нас в два раза увеличилось количество недопусков до управления общественным транспортом.
– Будет ли "Мосгортранс" переходить на тактовое расписание, когда, например, автобус приходит не в конкретный час, а в определенный временной промежуток?
– Мы занимаемся переходом на тактовое расписание. Сейчас на этот формат в пилотном режиме перешла трамвайная сеть Краснопресненского трамвайного депо. Будем продолжать пилотный проект. Следующим мы планируем запустить тактовое расписание на маршруте автобуса номер 903. Вместе с ЦОДД установим дополнительные камеры, изменим конфигурацию выделенной полосы для этого автобуса.
В ближайшие три года мы планируем перевести всю трамвайную сеть на тактовое расписание. Это задача номер один.
This browser does not support the video element.
– В марте вы говорили, что в "Мосгортрансе" есть дефицит водителей, и отмечали, что в течение двух лет будет решена проблема кадров. Интересны ли москвичам ваши вакансии?
– У нас сейчас работает около 15,7 тысячи водителей. Дефицит – 2,5 тысячи человек. Примерно половина наших сотрудников – жители Москвы и Подмосковья. Доля иностранцев (граждан из стран СНГ) – 13 процентов, раньше их число доходило до 30 процентов. Остальные 40 процентов – люди из регионов России.
– Сколько водители получают?
– Средняя заработная плата у водителя – 60 тысяч рублей.
– В чем сложность с набором водителей?
– На московском рынке труда огромный дефицит качественных профессиональных водителей. Кроме того, нам не подходит обычный водитель категории B, нам нужны водители категории D, E. Дальнобойщики и водители грузовиков нам тоже не подходят ввиду специфики вождения.
– Как вы решаете кадровый вопрос?
– У нас есть программа по трудоустройству безработных москвичей, которую мы реализуем вместе с департаментом труда и социальной защиты населения. Обучаем горожан и гарантируем трудоустройство, если они успешно сдали экзамены. За четвертый квартал 2015 года у нас трудоустроилось по этой программе более 200 водителей. В плане на этот год взять еще тысячу москвичей. Берем на обучение даже тех, кто вообще не имеет водительских прав. В этом случае обучение продлится не меньше полугода. Кроме того, мы набираем водителей троллейбусов и трамваев из регионов. Многие из них хотят переехать жить в Москву. Для них наше конкурентное преимущество – новый подвижной состав. Многие водители хотят работать на современной технике, которой во многих регионах нет.
– Но водителям из регионов надо где-то жить. Вы готовы им помогать с поиском места жительства?
– Это важный и сложный вопрос. Но в настоящее время у нас достаточно мест для расселения. Также совместно с профсоюзом транспортников ищем варианты для дополнительного поселения водителей из регионов на пустующие базы отдыха, которые находятся в Подмосковье. Планируется, что люди будут там жить, а мы обеспечим порядок, охрану, транспортировку на работу и обратно.
– Среди водителей трамваев много женщин. Возможно, стоит восполнять дефицит водителей автобусов за счет представительниц слабого пола?
– Мы начинаем в этом году проводить целевой набор женщин на вакансии водителей автобусов. Три года назад всего 100 женщин водили автобусы "Мосгортранса", сейчас их число выросло вдвое. Для сравнения женщины водят 30 процентов троллейбусов и 60 процентов трамваев.
– Есть стереотип, что "женщина на дороге – это зло". Вы согласны?
– Я знаю, что на общественном транспорте женщины – гораздо более ответственные водители. Они аккуратно ездят, исполнительны, пунктуальны, физически более выносливы и менее склонны болеть. Тем более, когда женщина сидит за рулем автобуса, это выглядит красиво.
– С момента запуска Wi-Fi в наземном транспорте Москвы в сети зарегистрировались 250 тысяч пользователей. Количество интернет-сессий уже превысило 1 миллион подключений. Какое количество подвижного состава оборудовано Wi-Fi, и когда закончится полное подключение?
– Сейчас 65 процентов подвижного состава оборудовано Wi-Fi. К ноябрю будет 100 процентов.
– Сколько времени пассажиры проводят в Wi-Fi за поездку?
– Среднее время от 10 до 30 минут.
– В метро тоже есть бесплатный Wi-Fi. Вы сотрудничаете?
– Задача этого лета – объединить систему бесплатного Wi-Fi метро и "Мосгортранса". Мы хотим сделать единую систему регистрации в сети. Если человек один раз зарегистрировался: либо в системе "Мосгортранса", либо в системе метрополитена – то ему не нужна будет повторная верификация. Wi-Fi будет находить его телефон и автоматически подключаться к сети. До конца лета синхронизацию планируется завершить.
This browser does not support the video element.
– Вы планировали запустить мобильное приложение, которое позволит жителям города владеть актуальной информацией о наземном транспорте. На какой стадии находится разработка приложения?
– До конца года оно будет доступно для пассажиров точно, сейчас находится в тестовой эксплуатации. Когда будет 100-процентная готовность приложения, мы с согласия департамента транспорта его запустим.
– Какие функции будут у приложения?
– Приложение будет уметь составлять маршрут с участием всех видов транспорта Москвы, включая наземный транспорт. Пассажир сможет в нем посмотреть любую остановку и узнать, какие виды транспорта на нее приходят и по какому расписанию.
Чтобы не стоять на остановке, вы сможете в приложении завести будильник-напоминалку. Например, указать, что уехать вам необходимо не позднее 10:30, и зная, что идти до остановки 5-7 минут, приложение оповестит вас заблаговременно о прибытии ближайшего автобуса, троллейбуса или трамвая.
– Информационные табло, установленные на остановках общественного транспорта, помогают горожанам ориентироваться, когда приедет нужный автобус, трамвай или троллейбус. Сколько табло установлено в городе?
– В Москве на остановках установлено более 500 информационных табло. Мы эту программу считаем успешной и завершенной. Может быть, будем ставить точечно дополнительные табло. Но в целом информационных экранов в городе достаточно.
– В Москве действуют 11 ночных маршрутов наземного транспорта. Столичные автобусы, троллейбусы и трамваи каждую ночь перевозят в среднем 3 тысячи пассажиров. В чем главная задача ночных маршрутов?
– В ночное время нельзя полностью продублировать движение общественного транспорта, которое есть днем. Водители должны отдыхать, автобусы тоже должны отдыхать. Задача ночного маршрута – позволить людям доехать из центральной части города на периферию и там либо дойти пешком до дома, либо взять такси как "последнюю милю". Никогда у ночных маршрутов не будет цели довезти каждого пассажира подъезда.
– Вы планируете увеличивать число ночных маршрутов?
– Расширение числа ночных маршрутов в этом году мы не планируем. Главное ограничение – дефицит водителей, которых мы сейчас активно ищем.
– На сайте Мосгортранс есть информация о продаже трамваев, которые вышли из эксплуатации. Это вагоны модели 71-608КМ, выпущенные Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени Кирова в 1994-1998 годах. Кто у вас покупает эти вагоны?
– Мы оптимизировали расписание, увеличили скорость движения трамваев, что позволило нам отказать от эксплуатации 140 старых трамваев. Этому транспорту больше 10-20 лет. Старые трамваи жалко утилизировать. Мы предложили другим регионам купить их у нас по остаточной стоимости. Условно говоря, новый трамвай стоит 20-25 миллионов рублей, мы предлагаем купить у нас старый трамвай за миллион рублей или даже дешевле. Если бы мы решили сдать этот трамвай на металлолом, то заработали бы не более 100 тысяч рублей. Это предложение выгодно и для Москвы, и для регионов. Многие города откликнулись. Наши трамваи получают "вторую жизнь".
– Старые троллейбусы вы тоже продаете?
– Троллейбусов это не коснулось. К сожалению, качество отечественных троллейбусов настолько низкое, что они через пять-шесть лет уже требуют серьезного капитального ремонта или полностью сгнивают.
– Как вы решаете эту проблему?
– Мы сейчас вынуждены сами на базе нашего ремонтного завода запустить производство троллейбусов из автобусных кузовов МАЗ, будем производить качественные троллейбусы. Получается, что транспортное предприятие фактически становится машиностроителем.
– Когда первый троллейбус вашего производства появится в городе?
– Уже в этом году мы сделаем первый троллейбус для Москвы. Всего планируем собрать около 90 машин за год начиная с осени текущего года.
– Будете ли вы открывать новые маршруты?
– Ждем, когда закончится реконструкция Тверской улицы. Хотим загрузить ее общественным транспортом. Вокруг Кремлевского кольца также появится сеть общественного транспорта. Там будет выделенная полоса во встречном направлении, от "Лубянки" навстречу основному потоку мимо "Детского мира", Большого театра и дальше до Каменного моста.
– Пассажиры часто забывают вещи в наземном транспорте?
– В этом году количество забытых вещей в наземном транспорте выросло в шесть раз. За первые полгода 2015 года было около 100 случаев, а в этом более 600 уже.
– Из-за чего это происходит? Москвичи стали более забывчивыми?
– Я думаю, горожане стали более внимательными ко всем посторонним предметам, поэтому они чаще сообщают о бесхозных вещах.
– Есть ли у вас система возврата вещей, какой-то специальный склад?
– Сначала забытые вещи проверяют компетентные органы. Дальше они попадают на склад, откуда их горожане могут забрать. 50 процентов вещей люди забирают. В основном люди забывают мелкие предметы одежды: перчатки, зонтики, варежки, сумки и сменную обувь. Однажды кто-то забыл попугая в клетке.
– Раньше "Мосгортранс" продавал услугу по размещению наружной рекламы на троллейбусах, автобусах и трамваях через оператора "Бульварное кольцо". Но потом оператор стал задерживать платежи, и вы подали на компанию в суд. Расскажите, чем закончилось разбирательство?
– Разбирательство продолжается. Требуем возмещения ущерба, мы его оцениваем в 400 миллионов рублей. Ожидаем, что иск будет удовлетворен.
– Как сейчас "Мосгортранс" решает вопрос с продажей рекламных мест?
– Сейчас ведем рекламную деятельность самостоятельно. Финансовые показатели нашей работы существенно лучше, чем при работе "Бульварного кольца". Итоговые цифры по прибыли мы озвучим в конце года. Удалось увеличить число продаж за счет того, что мы поставили одинаковые условия для всех: единый тариф и единые технические требования.
Подготовили Анастасия Мальцева и Светлана Казанцева