Форма поиска по сайту

От первых троллейбусов до скоростных трамваев: 55 лет "Мосгортрансу"

Конка в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

"Мосгортранс" празднует свой юбилей. В среду, 31 июля, крупнейшему в России оператору городских пассажирских перевозок исполняется 55 лет.

История наземного транспорта

История городского наземного транспорта насчитывает почти два века. Первым общественным средством передвижения по Москве была линейка – повозка, в центре которой стояло две скамьи, так что пассажиры линейки ехали спиной к спине.

Кстати, уже на этой небольшой повозке были свои кондукторы, но использовался их труд только потому, что пьющие извозчики были крайне ненадежными в плане сбора и хранения денег. Этот факт вынуждал владельцев линеек быть более осмотрительными в подборе персонала. Обслуживали все конные транспортные средства только мужчины. Чуть позже появился конный трамвай, в народе именующийся просто конкой, - длинная многоместная карета, разновидность омнибуса, так же как и линейка, двигающаяся с помощью лошадей, но уже по рельсам. Первый маршрут конки, открытый в 1872 году, пролегал от Иверских ворот (Площадь Революции) до Белорусско-Балтийского вокзала.

В конце века конку заменили механические трамваи, что было очень кстати в период Первой мировой войны - время острой нехватки лошадей. Другие транспортные средства: автобусы и троллейбусы - появились в России уже после революции, тогда же общественный транспорт попал под полный контроль государства. Первый автобус был запущен в 1924 году, а движение столичного троллейбуса открылось 15 сентября 1933 года

Первые автобусы на улицах Москвы. Фото: ИТАР-ТАСС



Создание "Мосгортранса": весь наземный транспорт в одни руки

У каждого вида транспорта было свое управление, но более полувека назад все они были объединены в один производственно-технических комплекс.

31 июля 1958 года можно считать датой рождения "Мосгортранса". В этот день Мосгорисполком вынес решение о создании "Управления пассажирского транспорта" (УПТМ), наследником которого и является компания "Мосгортранс".

Уже через два года после объединения "УПТМ" перевозило около трех миллионов пассажиров. В это время в состав управления входило 8 трамвайных депо, 4 троллейбусных и 7 автобусных парков, общее количество транспорта достигало 5 800 единиц (1 776 вагонов трамвая, 1 360 троллейбусов и 2 665 автобусов).

Начиная с 90-х годов прошлого века в структуре "Мосгортранса" произошел ряд изменений. "Управление" было переименовано в "Комитет пассажирского транспорта", в ведение которого попало маршрутное такси, но менее чем через год после реформы "Комитет" был ликвидирован, и легковой транспорт из его состава выпал. На базе оставшегося объединения была создана муниципальная компания "Мосгортранс". Позже компания из муниципальной превратилась в государственную. В ее состав вошли 62 предприятия. 21 ноября 2001 года постановлением Правительства Москвы государственная компания "Мосгортранс" была переименована в государственное унитарное предприятие "Мосгортранс".

"Мосгортранс" сегодня

Современные реформы "Мосгортранса" более нацелены на повышение качества перевозок, нежели на изменение структуры предприятия. В текущем году планируется запуск системы, которая поможет пассажирам отслеживать транспорт по всему маршруту. Работать она будет с помощью приложений, созданных для мобильных телефонов и планшетов.

Для пассажиров, вынужденных пользоваться сразу несколькими видами транспорта, установят информационные дисплеи на остановках у метро. Они будут показывать время прибытия ближайшего автобуса. Первые подобные табло уже работают на станциях "Ясенево" и "Планерная".

Изменятся и условия ожидания наземного транспорта. Этой зимой в Москве появятся теплые остановочные комплексы. Первые остановки, оборудованные обогревателями уже можно увидеть в Щукино.

Чтобы облегчить подъезд общественного транспорта, в центре города поставят экспериментальные антикарманы. На Пятницкой улице планируется создать несколько остановок, выступающих на проезжую часть. Такие конструкции, часто использующиеся в Европе, не позволяют парковаться автомобилям прямо напротив стоянки и обеспечивают подъезд общественного транспорта по прямой линии.

Фото: ИТАР-ТАСС

По инициативе "Мосгортранса" и московского департамента транспорта будет расширена маршрутная сеть города. Вскоре на московских дорогах появятся низкопольные автобусы, заменяющие традиционные маршрутки. Отличительной чертой таких автобусов станет система "ГЛОНАСС", с помощью которой можно будет сократить время ожидания транспорта в часы пик.

Также планируется запуск ночных автобусов, которые год назад уже появились Санкт-Петербурге. Предполагается, что в столице будет ходить не менее двенадцати транспортных единиц, по количеству линий метро, от центра до периферии города.

Раиса Ханукаева