"Москва 24" – не просто красивое название, ведь работа на главном городском телеканале бурлит без остановки. Зритель всегда видит конечный продукт, который заботливо готовят продюсеры, редакторы, корреспонденты, ведущие, режиссеры, операторы и многие другие.
Весь рабочий процесс остается за кадром, но сегодня, в Международный день телевидения, мы расскажем о работе телеканала изнутри. О том, как часто люди врываются в кадр в прямом эфире, чем можно рассмешить профессиональную телеведущую и что на уме у создателей самой смешной передачи про деньги, читайте в материале m24.ru.
This browser does not support the video element.
Кто создает новости
Все начинается со съемочной группы, которая прибывает на место действий и сразу же включается в происходящее. На этот раз передовики городского телевизионного фронта освещали открытие выставки "Война и мифы" в Центральном выставочном зале "Манеж". О том, какими качествами должен обладать хороший корреспондент и о неожиданных поворотах, которые могут случиться со съемочной группой "в полях", мы узнали из первых рук у корреспондента Екатерины Маключенко.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Это целый комплекс качеств, и основным как раз является наглость, как бы это смешно ни звучало. Она спасает, когда нужно куда-то попасть, пройти, прорваться. Бывают такие съемки, на которых присутствует огромное количество журналистов и камер, и сквозь них обязательно нужно протолкнуться.
– И часто такие съемки случаются?
– Постоянно. Например, тот случай с бывшим министром экономического развития, когда просто так в здание суда не попадешь. К тому же мы работаем в команде, так что успех репортажа зависит от всех: и от меня, и от оператора, и от ассистента. Но порой случается и такое, что самой приходится буквально с камерой телефона протискиваться через огромную толпу и что-то снимать, а не ждать, пока ребята установят технику.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Здесь важно все время быть начеку? А подготовиться вы успеваете?
– В этом и заключается основная сложность нашей работы. Очутившись в каком-то месте, нужно быстро понять и осознать все происходящее, так же быстро написать текст и придумать, как сделать весь сюжет доступным и понятным. И конечно, успеть передать все в эфир.
This browser does not support the video element.
– Ты где-то специально училась, чтобы стать корреспондентом?
– У меня есть огромное количество знакомых, которые не имеют специального образования и работают даже на крупных федеральных каналах, но сама я оканчивала факультет журналистики в своем родном городе в Сибири. С третьего курса я уже делала какие-то небольшие репортажи на телевидении, и вот постепенно, постепенно…
– С самого начала знала, в чем твое призвание?
– Честно говоря, вообще не помню, кем хотела стать. Работать в новостях в детстве я точно не собиралась. Но как-то так получилось, что я попала в это течение, влилась в него.
– Но сейчас тебе нравится?
– Да, хотя здесь, как и в любой работе, есть свои плюсы и минусы. Иногда бывают слишком поздние съемки, иногда – слишком ранние.
– Часто бывают курьезные случаи?
– Да, конечно, причем когда это происходит, со стороны кажется забавным, а на самом деле ничего хорошего в этом нет. Мы часто работаем в прямом эфире, особенно во время каких-то массовых мероприятий. Многие люди считают, что телик – это круто и нужно обязательно в нем засветиться. Одно дело, когда что-то показывают, а иногда находятся и те, кто может что-либо выкрикнуть.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Вот, например, в Домодедове у нас был случай – когда закрыли авиасообщение с Египтом, было огромное количество людей, и одна женщина вошла со мной в кадр, стала возмущаться и что-то кричать... Обычно мы отходим на пару шагов и продолжаем запись, ведь тут еще нужно не сбиться с текста. Так она продолжала ходить за мной, и нам пришлось сделать целый круг по залу вылета, пока ее не отогнали операторы других съемочных бригад.
Новости на блюдечке: прямой эфир глазами телеведущей
Фото: m24.ru/Александр Авилов
После того как съемочная группа подготовила и отправила материал на канал, его редактируют и ставят в эфир к телеведущим. На этот раз репортаж Катиной съемочной группы попал в заботливые руки ее тезки – Екатерины Лопаревой. Уже после эфира она рассказала нам о тонкостях своей работы, секретах красоты и "голосах", которые кроме нее никто не слышит.
– Ведущими рождаются?
– Нет, и здесь все основано на желании. В 16 лет, когда я поступала на журфак, у меня была цель оказаться в новостной студии, хотя потом все много раз менялось. Большую часть времени я вообще работала на радио.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Получается, ты уже в 16 лет знала, чем хочешь заниматься?
– Да, несмотря на то, что в юном возрасте сложно ставить перед собой глобальные цели. Но у меня это получилось – в детстве я смотрела на других ведущих по телевизору и думала: "Вау! Это круто, я тоже так хочу!"
– А на курсы для телеведущих ты ходила?
– Нет. Считаю, что все эти школы – чистая профанация. Базовое образование нужно получать в классическом виде, будь то филология или журналистика, – все дополнительные навыки придут постепенно уже по месту работы, потому что у каждого работодателя есть свои определенные требования.
– Ты чувствуешь связь со зрителем во время эфира?
– Я чувствую связь с режиссером и шеф-редактором, которые кричат мне в наушник (смеется). А со зрителем – иногда да, иногда – нет. Чаще всего я стараюсь концентрироваться на новости – в процессе лучше всего думать о том, о чем ты говоришь. Существуют техники, где нужно представлять кого-то из своих знакомых, чтобы упростить себе работу, но я ими не пользуюсь. Хотя при этом энергетически я все равно настраиваю себя на то, что там кто-то есть и я к нему обращаюсь.
This browser does not support the video element.
– Тебя часто узнают на улице?
– Вообще нет! Что удивительно, когда я работала на радио, меня узнавали гораздо чаще.
– По голосу?
– Нет, внешне! У нас же сейчас все такое интерактивное, и те же радиослушатели смотрят фото в интернете.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– Ты смотришь записи своих эфиров?
– Конечно. В первую очередь для того, чтобы обратить внимание на какие-то ошибки, а не чтобы посидеть поулыбаться и подумать: "Ой, какой я небожитель" или "Ой, какой я урод". Мы постоянно используем какие-то новые вещи, которые, на первый взгляд, незаметны зрителю, так что я смотрю не только свои выпуски, а вообще большую часть того, что делает наш канал. Это важно для профессионального роста.
– Чем ты любишь заниматься в свободное время?
– Свободного времени у меня много, но самым главным моим хобби все-таки является работа – я ведь не из-под палки сюда хожу. Был довольно долгий период, когда я интересовалась искусством и даже получила дополнительное образование, так что я очень люблю ходить на выставки, читать и делать свой досуг как можно более интеллектуальным... Зимой катаюсь на лыжах, летом – на лонгборде.
– Самая большая угроза эфиру?
– Чаще всего это шутки-самосмейки, когда вся аппаратная угорает и тебе самой дико смешно, но нужно с серьезным лицом читать подводку. Вот недавно была новость про мужчину, которого вывела из себя сигнализация соседского автомобиля: он вышел на улицу и начал со всей силы колотить по ней кувалдой.
Прочитав подводку, я не увидела в этом ничего взрывного, но когда пустили видео, мне было очень смешно, но я держалась и продолжала читать. Эфир напоминает мне школьные уроки – когда тебя выгнали из класса, тебе уже не смешно, но пока ты там, ржать хочется постоянно.
This browser does not support the video element.
– За что зрители любят наш канал?
– У нас все яркие и молодые! Я не смотрела его до того, как пришла сюда работать, но после знакомства с нашими ведущими не пропустила, наверное, ни одной передачи. Наши ребята – настоящие профессионалы своего дела.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– У тебя есть любимые новости?
– Любимых нет, но какие я не люблю, могу сказать точно – я ненавижу новости про аварии. Я сама не вожу и ничего в этом не понимаю, так что мне попросту скучно. А из того, что мне интересно… Вот, например, когда появилась информация о том, что Улюкаева поймали со взяткой, к нам приходили два эксперта, причем у обоих были абсолютно разные взгляды – с ними было очень интересно общаться.
– Как много внимания ты уделяешь тому, чтобы держать себя в форме?
– Честно говоря, не так уж и много. Конечно, у меня всегда есть претензии к собственному внешнему виду, фигуре, но ни в какие крайности из-за этого я не впадаю. К счастью, в моем возрасте два дня не поешь – и уже выглядишь замечательно... Я точно знаю, что диетами у нас никто сильно не заморачивается.
Денежные будни, или Как снимают "Фанимани"
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Пока одни ведущие, редакторы и корреспонденты круглосуточно информируют москвичей о главных событиях в городе, их коллеги вовсю работают над тематическими передачами, которых на телеканале "Москва 24" больше тридцати. Одни рассказывают нам о самых простых способах решить бытовые проблемы, другие – о наиболее распространенных столичных аферах, автопроме, строительстве – список можно продолжать бесконечно.
А кто-то получает деньги за то, что шутит и рассказывает про деньги. Шутит бесплатно. О том, как бросить вызов скучным экономическим передачам, нам рассказали ведущие "Фанимани" Татьяна Сальникова и Денис Елаховский.
Таня-вопрошайка
Фото из личного архива Татьяны Сальниковой
– Сколько человек ты опрашиваешь для одной передачи?
– Для одного опроса, который выходит в эфир, нужно десять, максимум пятнадцать человек, но приходится опрашивать около ста. В первую очередь потому, что многие ответы повторяются, а нам нужны смешные, оригинальные, интересные и неожиданные!
This browser does not support the video element.
– Ты как-то готовишься или вся ваша работа – импровизация?
– Готовимся, конечно! Сначала мы выбираем тему. Нам нужна актуальная тема, поэтому мы пишем опрос по средам или по четвергам – ближе к эфиру.
После выбора темы мы садимся и решаем, как сформулировать вопрос. Ведь формулировать его нужно так, чтобы человек не ответил просто "да" или "нет" и ушел. Мы спрашиваем людей: "Почему? Когда? Где? Что вы думаете об этом?" Потом мы начинаем продумывать различные ходы, пытаемся угадать, что люди могут нам ответить, и придумываем еще какие-то вопросы, чтобы получше разговорить человека.
– Почему вы снимаете на Белой площади?
– Здесь очень много офисов, где работают клерки. Большинство из них хорошо разбирается в экономических вопросах. А еще тут поблизости метро, так что нам попадаются и пенсионеры, и студенты – можно встретить кого угодно.
– Чем ты занималась до того, как стать вопрошайкой?
– Два с половиной года я работала корреспондентом в отделе экономики – тогда еще не было "Фанимани". Забавно, но когда я только-только пришла, меня сразу отправили писать опрос. Шел дождь, люди отвечали на вопросы неохотно, да и тема была такая… Не каждый хотел комментировать. После этого я решила, что больше никогда не буду их делать, так как опросы – это совершенно не мое. Так что никогда не говори "никогда".
Кроме вопрошайки, я делаю сюжеты для новостей. Вот недавно состоялся мой первый прямой эфир. Было волнительно!
– Кто помогает тебе в твоем нелегком труде?
– Как ты думаешь, за что москвичи любят наш телеканал?
– Мы все остаемся живыми людьми, не пытаемся играть на экранах и стараемся рассказывать о своем личном опыте, сопереживать, разбираться в проблемах наших героев – в наши дни это бесценно. От людей на улицах я часто слышу: "Ваш телеканал – мой самый любимый! Он самый лучший и самый интересный! Я всегда его смотрю". Значит, это правда.
Серьезный экономист без лишнего снобизма! Денис Елаховский – о финансовой грамотности москвичей и экспертах-таксистах
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
– Таня говорит, что за раз опрашивает около ста человек, иногда даже больше. Ты сам потом их отсматриваешь?
– Нет, она сама это делает. Но при этом у программы есть шеф-редакторы. Вообще у нас вся передача делится на две бригады – на мою и Костину. У каждого из нас есть свой шеф-редактор и режиссер. Так что, в принципе, мы делаем программы вместе, разве что наши режиссеры обычно не пересекаются. А Таня, когда привозит опросы, она сама их отсматривает и расшифровывает, выбирает на свой взгляд удачные. Потом она предлагает их шеф-редактору, который тоже их отсматривает, что-то меняет или предлагает. Последнее слово всегда за ним.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
– Сколько всего человек работают над передачей?
– Основной текст и все подводки готовят шеф-редакторы. Как правило, у нас на одну передачу два сюжета. Один из них готовит Полина Ермолаева – наш корреспондент. Это как основные новости недели, она сама его и готовит, и продюсирует, то есть и снимает, и текст пишет. Второй сюжет планируется заранее, в нем мы отражаем какие-то трендовые темы. Их готовят еще три корреспондента, которые работают в нашем отделе. Вот и все.
This browser does not support the video element.
– Вам больше хотелось сделать передачу образовательной или развлекательной?
– Год назад, когда мы обсуждали концепцию передачи с нашим экономическим отделом, мы хотели рассказывать про деньги, но человеческим языком. По большому счету, мы никакие не обозреватели и не аналитики, мы – переводчики. Мы переводим с языка яйцеголовых, которые составляют бюджет и читают экономические издания от корки до корки, на язык простого рабочего Васи.
У нас в редакции есть мем, мы его называем "типичный Вася". Это как бы имя нарицательное. Мы видим своего зрителя как человека умного, но который все забыл. Мы с ним на простом доступном языке общаемся без всякого снобизма.
Вторая наша цель – сделать так, чтобы все это было не скучно. В этом должна быть какая-то интрига, какой-то юмор, какая-то игра ума, ну и так далее. Ну и конечно, немного сатиры.
– У тебя у самого есть экономическое образование или ты просто как Обеликс упал в котел с учебниками?
– Нет, я окончил экономический факультет МГУ, Костя Цыганков – такой же факультет в РУДН. Мой шеф-редактор Кирилл окончил факультет мировой экономики и международных отношений в МГИМО, если я ничего не путаю, а второй шеф-редактор Андрей – профессиональный журналист.
This browser does not support the video element.
– У вас есть какие-то идеи по поводу новых рубрик?
– Да, конечно! Нашей программе уже год. Мы чувствуем, что нужно что-то менять. Мы уже несколько устали от рубрики с детьми "Ребятам о деньжатах", где мы объясняем им экономические термины. За год мы объяснили больше 60 терминов и решили, что здесь разве что можно пойти по второму кругу.
А так у нас есть пара идей для новых рубрик, но они в такой вялотекущей разработке – нет такой цели, чтобы они были готовы к определенному дедлайну. Одна из них – "Монолог Гамлета", это ее рабочее название.
Мы хотим сделать так, чтобы с помощью first-view-камеры корреспондент садился в такси на заднее сиденье и водитель буквально за минуту на пять копеек быстро раскидал какую-то интересную тему. Они ведь целыми днями слушают радио, в том числе узнают какие-то экономические новости. Так вот, это будет переложение всей этой информации устами эксперта-таксиста.
Кадр из фильма "Брат-2"
– Может получиться, как в фильме "Брат-2"!
– Мы хотим получить что-то такое, но про экономику. Но это все пока на уровне идеи, мы ее прорабатываем. Все упирается в персонажа, вот мы ищем его как раз, чтобы один и тот же человек каждый раз зрителю что-то рассказывал.
– То есть не каждый раз разные люди?
– Нет, это наш постоянный эксперт. Мы хотим, чтобы это был харизматичный армянин по имени Гамлет, поэтому и рубрика будет называться "Монолог Гамлета".
– В понедельник, 21 ноября, – Всемирный день телевидения. Вы будете его как-то отмечать?
– Нет, это вообще какой-то вымышленный праздник! Тем более я не вижу никаких поводов нам чем-то кичиться… По большому счету, все наши идеи вторичны, мы просто даем им какую-то свою красивую оболочку. И делаем это в свое удовольствие. Но зрителям это нравится и они нас поддерживают, ведь рейтинги неплохие.
– А какой-нибудь свой праздник у вас есть?
– Новый год! Как у всех нормальных людей!
***
В этом году телеканалу "Москва 24" исполнилось пять лет. За это время он прошел огромный путь, здесь выросли настоящие Орфеи своего дела.
Несмотря на то что 21 ноября – это праздник, который имеет отношение ко всем сотрудникам телеканала в студиях, гримерках и на выездах съемочных групп все будет выглядеть так же, как и в любой другой день.
Александр Лесных