Фото: департамент науки, промышленной политики и предпринимательства
Мэрия рассматривает концепцию развития территории Южного порта площадью 944 га, сообщил M24.ru глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров. Документ (есть в распоряжении M24.ru), подготовленный компанией TDI, предусматривает строительство в районе Печатники квартала высотной офисной застройки "Селение на небосклоне", проекта развития крыш "Небесный город", а также жилых кварталов "Калининградские улочки" и "Маленькая Тверская". Амбициозный проект также подразумевает строительство на территории Южного порта колеса обозрения, парка робототехники и аквариума.
"Южный порт – одна из наших "точек роста", которую необходимо развивать. Проект небыстрый, рассчитан на 20 лет", - пояснил Комиссаров. И.о. начальника управления территориального планирования и развития департамента науки Павел Чернов добавил, что в ближайшее время по Южному порту начнется разработка градостроительной документации, она займет около года. "Если все будет успешно, то строительство может начаться в 2015 году", - заявил он. При этом будет ли принята концепция TDI, пока не решено.
Речь идет о территории площадью 944 га между станциями метро "Кожуховская", "Текстильщики" и "Печатники". Она ограничена Третьим транспортным кольцом, Волгоградским проспектом, Люблинской улицей и Москвой-рекой. Часть участка занимают промзоны. На месте бывшего завода АЗЛК организован центр инновационного производства "Технополис".
Фото: департамент науки
В концепции, которая находится на согласовании в мэрии, предлагается разделить территорию на несколько кварталов: портовый комплекс с развитой навигацией, жилая застройка, офисные здания, технополис и сити-лаб - научно-образовательный кластер. "У воды должны находиться кварталы жилой застройки, состоящие из пяти-семиэтажных домов, - пояснил M24.ru гендиректор TDI Павел Тигер. - Их рабочие названия - "Калининградские улочки", "Маленькая Тверская". Это будет "уютная" невысокая застройка, каждый из кварталов должен иметь свой стиль. За жилой застройкой должна расположится линия высотных зданий – "Селение на небосклоне". В 10-15-этажных строениях разместятся офисы. Они будут визуально выделяться на фоне остальной застройки и станут своеобразной линией, отделяющей технополис и сити-лаб от воды".
На северо-востоке, в районе Текстильщики, будут расположены промышленный и научно-образовательный кластеры. "На территории технополиса в течение 15 лет планируется развивать высокотехнологичное производство. Участок рядом с ним мы в своей концепции по просьбе департамента науки забронировали под сити-лаб. Там, помимо производства, могут располагаться исследовательские лаборатории, учебные заведения, студенческий город, залы для проведения различных конференций", - пояснил Тигер.
Авторы проекта предлагают при строительстве жилья и инфраструктуры реализовать некоторые высокотехнологичные идеи. "Мы хотим максимально использовать крыши промышленных ангаров. На них можно выращивать овощи, что активно практикуется за рубежом. Или же разместить кафе: одна крыша может вместить до 5 тысяч человек", - заявил гендиректор TDI. Проект получит название "Небесный город". Крыши офисов смогут вмещать до 5 тысяч человек.
Кроме того, авторы проекта предлагают построить на территории Южного порта колесо обозрение, гостиницы, магазины, кафе, рестораны, театр, парк, галерею и торговый молл. Все это позволит в течение 15-20 лет создать 100-130 тысяч рабочих мест. Реализация всего проекта, по предварительным подсчетам TDI, может обойтись в 8 млрд евро, то есть более 359 млрд рублей. Стоимость конкретных проектов и их площади в концепции не проработаны.
Проект также предполагает перепрофилирование старых промышленных объектов. "На берегу реки есть цементный элеватор. Его можно превратить в музей современной промышленной архитектуры, или разместить на его месте огромный аквариум, который будет привлекать туристов. На территории технополиса можно открыть музей автомобиля, парк робототехники, в помещениях старых фабрик устроить конференц-залы", - заявил Тигер.
Загрязненную почву TDI предлагает выкапывать, смешивать с нормальной и строить холмы высотой до 100 метров, которые можно использовать как необычный элемент ландшафта и снежные горки зимой. Рабочее название объекта - "Холм изобретений". Кроме того, авторы концепции призывают развивать ветроэнергетику - для этого по территории "разбросают" ветряные мельницы, а снег собирать в специальные резервуары, очищать с помощью водных растений и полученную воду использовать для выращивания овощей.
Фото: департамент науки
Партнер компании Cushman&WakefieldStiles& Ryabokobylko Денис Соколов полагает, что реализация такого масштабного проекта возможна только на окраинах города. "Развитие таких территорий должно быть многофункциональным, чтобы новые кварталы были самодостаточны. Должна быть обеспечена логистика, безопасность, доступное медицинское обслуживание", - пояснил Соколов.
По мнению эксперта, высотная офисная застройка поможет сэкономить землю под общественные зоны, однако она должна визуально вписываться в архитектурный облик квартала. Соколов считает правдоподобной названную сумму возможных затрат в 8 млрд евро. Привлечь инвесторов к таким проектам может низкая арендная ставка, потому что в целом темпы экономического роста сегодня снижаются. "Девелоперов может заинтересовать и то, что квартиры у воды обычно продаются дороже на 15%", - отметил Соколов.
Экс-глава НИиПИ Генплана, руководитель "Моспроекта-5" Сергей Ткаченко сказал, что ранее в Москве уже обсуждались подобные проекты, и инвесторы проявляли к ним интерес. "Главная проблема Южного порта – плохая транспортная доступность. Кроме того, поскольку это промзона, грунт там загрязнен производственными стоками. Нужно исследовать почву, выкапывать целые гектары на несколько метров вглубь и завозить нормальный грунт. Смешивать загрязненную почву с нормальной и сваливать в высокие холмы опасно", - пояснил Ткаченко.
Отметим, что в Москве реализуется программа
редевелопмента промышленных зон, застройка территории
бывшего завода "ЗиЛ" начнется в 2014 году: на площади в 400 гектаров появится жилой район и офисы. Разрабатываются концепции технопарка в Зеленограде и
Южного промышленного комплекса в Коломенском. Последний с Южным портом должна связать канатная дорога.
София Сарджвеладзе, Марина Курганская