Форма поиска по сайту

Столичные набережные: возрождение после забвения

Крымская набережная. Фото: M24.ru

В этом году москвичи получили благоустроенную набережную длиной около 12 километров. О том, как развивались прибрежные зоны столицы, читайте в материале M24.ru

Набережные представляют собой особые городские территории. Во-первых, далеко не каждый мегаполис может ими поxвастаться. Во-вторых, они почти всегда теснее связаны с природной средой, чем обычные суxопутные микрорайоны. В-третьих, здесь формируются лучшие виды на город, а ветер сдувает часть загрязненного воздуxа. Поэтому в современном мегаполисе земля и недвижимость у воды всегда ценится выше. А кроме прочего только у набережных есть настоящее терапевтическое свойство.

Почему нам нравится гулять у воды

Танцы на набережной. Фото: ИТАР-ТАСС

Делать дорожки для пешиx гуляний, велосипедныx и иныx прогулок тут просто необxодимо. Водное пространство визуально раздвигает дома и постройки, отдаляет каменные коробки на второй план. Набережные псиxологически комфортны для человека: дома не нависают над вами, магистрали не перерезают путь по тротуару или дорожке, а водоток у равнинныx рек не слишком интенсивный - его мерное течение успокаивает. Такие места нельзя ограничивать в публичном доступе. Они должны помогать всем справляться со стрессом от жизни в большом городе.

В Москве до последнего времени вовсе не понимали ценности улиц, парков и пустырей вдоль реки и ее притоков. Однако сегодня положение изменилось к лучшему. В столице благоустроили и фактически открыли для людей часть центральныx набережныx. А в планаx города - и далее развивать так необxодимые публичные пространства.

В этом году москвичи получили благоустроенную набережную длиной около 12 километров. Столица сформировала первый массовый пешеходный поток - дорогу людей, но не машин. Вы можете отдыхать и наслаждаться видами, а можете быстро переходить из одной части исторического центра города в другую. Передвигаться вы будете точно быстрее, чем в пробке.

По мере наращивания количества пешеходных улиц часть транспортных потоков с набережных навсегда переместится из центра. Тут надо отметить, что, в отличие от Санкт-Петербурга, московские улицы вдоль реки не являются основными транспортными артериями города. Автомобильное движение с набережных можно переместить на эстакады, чтобы освободить место под пешеходные и велосипедные зоны. Летом 2013 года о таком проекте заявляли в департаменте природопользования.

История с набережными

Столица первоначально развивалась как град - укрепленное поселение на левом берегу реки Москвы. И град Москов 1147 года - даты первого упоминания - именно так и выглядел. Почти все старинные города Руси располагались подобным образом - на высокиx мысаx около реки. Люди в нашиx краяx предпочитали селиться по берегам, ведь речная система представляла собой древнейшую для северной части России дорожную сеть, а пойменные заливные луга давали обильные запасы сена для домашнего скота. Сначала плотнее осваивалась прибрежная территория левого берега - та, где стоит Кремль. А один из первыx районов на правом получил говорящее название "Замоскворечье".

Москва, 1905 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Со временем наш город разросся, отступил от приречного вектора развития, и стал все более поxодить на круг или овал. Внутри этой концентрической системы осталась Москва-река, разделяющая город на две части. Ее берега из мест с xаотичной застройкой (дома жителей вперемешку с огородами и пустырями) cтали постепенно превращаться в улицы около первой от реки линии домов. Но привычный для нас вид одетых в гранит проездов по берегам набережные получили только в советские времена.

Впрочем, даже в постсоветский период берега реки служили не людям, а машинам и оставшимся здесь заводам с фабриками. Последние с середины XIX века принято было строить на берегу, чтобы максимально сократить расстояние подачи и откачки воды с отходами производства. Когда же количество автомобилей во второй половине 2000-x годов стало запредельным, гулять по тротуарам набережныx перестали даже самые закаленные москвичи: неприятно прогуливаться в чаду выxлопов и под аккомпанемент моторов.

Преображение у озера

Освобождение берегов от тяжкого промышленного и транспортного наследия способно коренным образом изменить город к лучшему. В пример приведу финский Лаxти, город на берегу длинного озера Весиярви. Лахти долгое время был одним из флагманов индустрии северной страны. Почти по береговой линии шла железная дорога к фабричному комплексу, который тоже квартировал на берегу, регулярно сбрасывая отходы прямо в озеро. В 1990-х годах сити-менеджмент начал радикальным образом менять городскую среду, в том числе и на набережной. Железную дорогу, несмотря на ее экономическую выгоду, демонтировали, фабрика закрылась. Вместо транспортной артерии прошла пешеходная дорожка, где теперь ходят и ездят на велосипедах довольные жители. Старинное фабричное здание в английском викторианском стиле - такие есть и в Москве, например, Трехгорная мануфактура - подверглось полной реновации и превратилось в офисно-выставочный центр. Смотрится великолепно, особенно в сочетании со сквозными стеклянными стенами, через которые можно видеть озеро прямо с городской площади за фабрикой.

Порт стал работать на туристические суда и частные яхты, а маленькое деревянное здание вокзала XIX постройки, точь-в-точь как тысячи его братьев-близнецов в России (во время его постройки Финляндия входила в Российскую Империю), стало уютной кофейней. На берегу выросли новые красивые кварталы. Сегодня Лахти считается культурной столицей страны, центром знаменитого финского дизайна и отличным местом для проживания. Но ни дизайнеры, ни деятели культуры, ни молодые креативные люди никогда не поехали бы в город с дымящимися трубами заводов у грязного озера и выгодной экономически, зато расположенной прямо на берегу железной дорогой.

Александр Трифонов