Форма поиска по сайту

Особый кадр Квентина Тарантино: рецепт идеального вестерна

Фото: AP/TASS/Rob Griffith

В кинопрокат вышел новый эпический фильм режиссера Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка" с Куртом Расселом, Дженнифером Джейсоном Ли, Сэмюэлем Л. Джексоном, Майклом Мэдсеном, Тимом Ротом и Ченнингом Тейтумом в главных ролях. Картина номинирована на премию "Оскар" сразу в трех категориях: "лучший оператор", "лучший композитор" и "лучшая актриса второго плана".

Номинация за лучший саундтрек вполне очевидна: его авторство принадлежит легендарному Энио Морриконе, обладателю почетного "Оскара" 2007 года за выдающийся вклад в развитие киноискусства, одному из важнейших кино-композиторов XX и XXI веков. У него есть все шансы получить эту награду, потому как всего полторы недели назад композитор уже получил за "Омерзительную восьмерку" премию "Золотой глобус", что традиционно служит индикатором главного претендента на главную кинонаграду. Тем более, особенно серьезных конкурентов у Морриконе нет, если не считать Джона Уильямса, четвертый раз номинированного на "Оскар" за гениальную музыку к эпопее "Звездные войны".

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

А вот операторская работа в этой картине действительно заслуживает особого внимания: фильм был снят на 70-миллиметровую пленку, что в условиях цифрового кино само по себе уже является знаковым решением. Пленка с кадром 70 мм позволяет режиссеру достичь нескольких крайне важных визуальных особенностей: во-первых, дает возможность передать масштабность событий, которая важна для блокбастеров, а во-вторых, создать эффект "присутствия", то есть дать зрителю впечатление того, что он является одним из участников событий.

Фильмы, снятые на пленку 70 мм, отличаются большей площадью кадра и высоким качеством изображением, но при этом ставит перед оператором трудновыполнимую задачу – в кадр попадает в два раза больше объектов, нежели при использовании пленки 35 мм, или цифровых камер. То есть все актеры, которые оказываются в кадре, должны "играть", даже в том случае, если их роль заключается в том, чтобы сидеть за столом и изображать задумчивую пассивность на десятом плане.

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Кинокомпания TWC (The Weinstein Company), что спродюсировала "Омерзительную восьмерку", больше 20 лет не снимала фильмы на широкоформатную пленку. Исключением стал лишь фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер", вышедший в прокат в 2012 году.

Чтобы возродить производство фильмов на пленке, Квентин Тарантино, Кристофер Нолан (снявший на пленку "Интерстеллар"), Джей-Джей Абрамс (который не мог снять "Звездные войны: Пробуждение Силы" потому что работал со сложными визуальными эффектами) и еще несколько знаменитых режиссеров, возглавляющих ведущие голливудские студии, заключили контракт с компанией Kodak, продажи которой, как известно, рухнули несколько лет назад.

Также "Омерзительная восьмерка" стала первым фильмом со времен ленты "Хартум" 1966 года режиссера Бэзила Дирдена, при съемке которой была использована камера Ultra Panavision 70 с анаморфотными объективами. "Объектив Panavision позволил нам отснять панорамные кадры с пейзажами заснеженных гор Колорадо и природой всего за 11 минут. Я даже не могу себе представить, как бы это выглядело, если нам пришлось бы разбивать кадр на четыре части. Единственным недостатком было отсутствие зума, с которым мы всегда работали в цифровых камерах. Поэтому приходилось привыкать к тому, что у нас нет возможности делать разные кадры," – рассказал Тарантино в интервью для сайта Collider.

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Практически весь сюжет разворачивается в одном пространстве, словно все действующие лица одновременно находятся на театральной сцене, где ничто и никто не должен скрыться от глаз зрителя. По словам самого режиссера, когда мы оказываемся вместе с героями в галантерее Минни, здесь одновременно начинают разворачиваться две пьесы. Есть герои, которые находятся на переднем плане в каждой сцене, и есть персонажи, которые оказываются на заднем плане. "Вы всегда должны отслеживать их, особенно в тех кадрах, где все есть актеры сразу. Они – фигуры на шахматной доске. Вы всегда должны видеть это. На первом плане могут быть, к примеру, Крис Мэнникс и Генерал Смитерс, но в то же время вы увидите Джо Гейджа, который сидит за своим столом, Джона Рута и Дейзи в баре. Это очень важно, кроме тех случаев, когда я специально хочу скрыть что-то от вас," – говорит Тарантино о своем фильме. Не случайно, в центре галантереи, места действий картины, оказывается шахматная доска: казалось бы случайная и незначительная деталь кадра становится образом всего фильма.

Кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Как и в предыдущем фильме "Джанго", Тарантино обращается к событиям американской истории, и, добавив в реальность, изрядную долю кровавых подробностей в духе вестерна. По словам Тарантино, он не тот режиссер, который будет снимать фантастические фильмы про будущее.

"Кино – это железная дорога, которую вы строите, и по ней едет наш поезд. Все, что мы видим в кино про будущее или даже настоящее, так или иначе, может произойти уже завтра. Для меня жанр вестерна – это своеобразная маскировка подтекста, тех вещей, о которых я на самом деле хочу сказать. Ни один другой жанр не показывает Америку лучше, чем вестерн разных десятилетий. Боевики 50-х годов продвигали идеи Эйзенхауэра, в то время как вестерны 70-х годов очень цинично говорили об Америке. Этот принцип и был в основе нашей работы над картиной. Пока делали этот фильм, многое из того, что было написано в сценарии "Омерзительной восьмерки" произошло в реальной жизни" – добавил режиссер. Так что, если вам покажется, что это кино не о нашем времени и не о нашей жизни, то просто просмотрите свежие газетные заголовки.