Фото: ИТАР-ТАСС
22 июля – особая дата для московской усадьбы Останкино. В этот день в 1795 году на сцене только что открытого театра-дворца прошла премьера оперы Ивана Козловского на слова Павла Потемкина "Зельмира и Смелон, или взятие Измаила". Об истории театра Останкино и о нынешнем состоянии усадьбы – в материале М24.ru.
Как все начиналосьПервые постройки в Останкино появились значительно раньше, чем дворец, с которым связана его нынешняя слава. Изначально на месте усадьбы находилась деревня Осташково, переходившая в XVI веке из рук в руки: от родни царского окольничьего – к опричнику, а затем и думному дьяку. Именно дьяк Василий Щелкалов занялся благоустройством территории: при нем появились рощи и пруд, боярский дом и церковь. Затем последовало разорение в беспокойное Смутное время и новое строительство. Самая старая из сохранившихся построек – Церковь Живоначальной Троицы – появилась в 70-х годах XVII века, при князьях Черкасских. А в 1743 году дочь последнего из князей Черкасских, Алексея Михайловича, Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. С этого времени судьба Останкина связана с родом Шереметевых, которые обеспечили комплексу архитектурную и романтическую славу.
Любовь к искусствуПетр Шереметев больше занимался усадьбой Кусково, хотя про другие свои имения тоже не забывал – при нем в Останкино появился большой парк и одноэтажный зал для приемов и балов. Но за главную здешнюю архитектурную достопримечательность ответственен единственный сын Петра Шереметева – Николай Петрович.
Фото: ИТАР-ТАСС
Прекрасно образованный молодой граф увлекся крепостным театром, организованным еще при его отце. Выступления доморощенной театральной труппы он решил довести практически до профессионального уровня: нанимал лучших учителей, декораторов, расширял репертуар. Созданный Петром Борисовичем театр в Кусково для затей Шереметева-младшего оказался мелковат, и в 1790 году он начал строительство нового здания в Останкине по проекту итальянского архитектора Кампорези.
Впрочем, от первоначального проекта мало что осталось: деревянная постройка (в помещении из дерева акустика лучше) постепенно трансформировалась в целый комплекс строений в соответствии с идеями владельца и новых архитекторов. Над дворцом-театром трудились Старов, Бренн, Кваренги, а также крепостные зодчие – Миронов, Дикушин, Аргунов. Театральная сцена, соединенная проходными галереями с другими павильонами, могла превращаться в бальный зал.
Завершился первый этап строительства летом 1795 года, а отметили его, как полагалось в те времена, роскошным приемом с фейерверком и оперой – "Зельмира и Смелон, или взятие Измаила" исполнялась на сцене впервые. Поводом, впрочем, стала не только "презентация" театра: формально торжество посвящалось победе России над Турцией.
Как это обычно бывает, после торжественного открытия театр-дворец еще какое-то время достраивали и доводили до ума: в нем появились помещения для репетиций, гримерки, парадные залы, пристроили к нему и галереи для хранения графских коллекций.
Полностью строительство закончили в 1797 году – к коронации Павла I. Однако этого императора Останкино не вдохновило: очень быстро посетив усадьбу, он даже чаю в гостях у Шереметева не выпил. Зато Николай Петрович взял реванш двумя неделями позже, пригласив в усадьбу польского короля Станислава Понятовского. В этот вечер в опере Гетри "Самнитские браки" на сцене театра-дворца блистала крепостная актриса Прасковья Ковалева, наделенная звучным псевдонимом Жемчугова – будущая жена графа Шереметева.
Романтическая история романа графа и крепостной тоже разворачивалась практически на сцене Останкино. В том же 1797 году Прасковья получила вольную, еще через несколько лет – тайно обвенчалась с Петром Борисовичем.
А в 1801 году граф устроил в Останкино очередное пышное празднество, уже для нового российского императора, Александра I. Вот только на этот раз спектакля не было: после собственной тяжелой болезни и пневмонии, лишившей Жемчугову прекрасного голоса, граф Шереметев утратил интерес к своему крепостному театру и частично распустил труппу.
Дворец без театраОпер в Останкино уже не давали, но дворец-театр остался и даже успел послужить императорской резиденцией – во время коронации Александра II. Театральная сцена тогда была перестроена в зимний сад, да и другие помещения сильно изменились.
Позже с дворцом и парком происходило еще много перемен, и отнюдь не к лучшему: во второй половине XIX века территорию отдали под дачные участки, а в XX веке – и вовсе превратили в Парк культуры и отдыха имени Дзержинского.
Фото: ИТАР-ТАСС
Но главное, что дворец Шереметевых уцелел – ведь сейчас это уникальный памятник: единственный в России театр конца XVIII века. Правда, для публики он пока закрыт: дворец стоит в лесах, дожидаясь реставрации. С 2014 года посетителей перестали впускать и в парк Останкино.
Как сообщила М24.ru заместитель директора музея Останкино по научной работе Варвара Ракина, проект полной комплексной реставрации здания сейчас находится на конечной стадии обсуждения и скоро должен будет пройти экспертизу. Реставраторам предстоит решить несколько серьезных проблем, главная из которых – отсутствие фундамента. 200 с лишним лет театр-дворец простоял на небольшом цоколе, но теперь нужно укрепить этот цоколь и всю постройку. Лишь после этого возможно будет перейти к ремонту деревянного строения. Другая непростая задача: устроить во дворце систему вентиляции, не нарушив при этом целостности исторических интерьеров.
Уже сейчас в Останкино проводятся аварийные работы: укрепляют роспись плафонов потолков, рельефы фасадов. Однако уже ясно, что процесс реставрации будет очень долгим. "Я думаю, работы будут продолжаться как минимум до 2017 года, а может, и дольше", – предположили Варвара Ракина. Но современные методы позволяют проводить реставрацию в присутствие зрителей, поэтому через какое-то время дворец смогут снова открыть для публики, даже если ремонт не будет полностью завершен. Парк тоже отреставрируют – по мере возможности ему будет возвращен исторический облик.
Останкино на выездеФото: ИТАР-ТАСС
Останкино – это не только стены дворца, пусть даже уникальные. В дворцовых залах размещались живопись, скульптуры, предметы интерьера. "Мы понимаем, что надолго лишить зрителя наших экспонатов невозможно, – объяснила заместитель директора музея. – Поэтому мы активизировали выставочную деятельность. Например, недавно открылась выставка в усадьбе Дурасова – Люблино (сейчас это часть музея Коломенское). У этой выставки очень интересная идея – "Чаепитие в русской усадьбе", а построена она в основном на наших экспонатах.
Кроме того, сейчас готовится масштабная выставка в Царицино, которая должна открыться 12 ноября. Туда отправится вся скульптура из нашего дворца и часть скульптур из парка – возможно, на все время реставрации Останкино".
Анна Макарова