Форма поиска по сайту

"Я хозяин полосы": зачем россиянам переходить на европейские нормы ПДД

Фото: ТАСС/Валерий Бушухин

В правила дорожного движения могут внести изменения. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минтрансу в течение месяца подготовить корректировки в ПДД. Эксперты объяснили m24.ru, зачем российскому автодвижению нужны европейские правила. Автоюрист и редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов уверен, что вместе с новыми правилами появятся и новые меры наказания.

"Если в правила будут введены новый термин и новый дорожный знак, то скорее всего тут же появится и новый состав административного правонарушения: по превышению скорости, либо по несоблюдению правил дорожного знака. А так, речь идет о правилах проезда пешеходного перехода. За выполнением новых требований будут следить сотрудники ДПС. На самом деле водители готовы к любым изменениям. В каких-то местах плотного пешеходного потока эти нововведения будут актуальными, поскольку строить пешеходные переходы в некоторых зонах может быть проблематично. Наличие такого знака позволит водителям двигаться с минимальной скоростью, спокойно проезжая такие участки", – рассказал Смирнов в эфире Москва FM. Руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский объяснил, что "зоны успокоенного движения" позволят контролировать ситуации в общественных зонах и на улицах с менее оживленным движением.

"Есть в Москве небольшие тихие улицы. Речь идет о пешеходных зонах и улицах, рядом с торговыми центрами. Зачастую там люди переходят дорогу где угодно, но только не по пешеходным переходам. Эти улицы фактически пешеходные, но с присутствием транспорта. В правилах эти моменты не фиксируется. Например, это такие улицы, как Большая Дмитровка, Пушечная улица, Кузнецкий мост. Понятное дело, что это не Тверская и не Новый Арбат. Так вот, на этих спокойных улицах мы рисуем пешеходные переходы, по которым никто не ходит. Поэтому мы предлагаем ввести "зону спокойного движения". Это зона, где водителям запрещено обгонять другие транспортные средства, где вообще обычно одна, максимум две полосы. Зачастую она совмещенная на одном уровне: тротуар и проезжая часть. Ну, например, на той же Большой Дмитровке нет бортового камня. Таким образом, машины как бы в гостях у людей находятся. И здесь автомобилисты не должны превышать скорости в 20 километров в час", – отметил Шумский в разговоре с m24.ru.

Эксперт уверил, что пробок от таких скоростных ограничений быть не может. "Это улицы, где машины – второстепенные. Их немного. Даже если и будут пробки, то не от скорости, а, например, из-за проведения на этих улицах крупных мероприятий, фестивалей или просто большого скопления людей. Но, понятное дело, эти заторы из трех-пяти машин. Это никак не отразиться на городе, потому что вопрос все-таки локальный", – добавил он.

Шумский также напомнил, что "зоны успокоенного движения" очень популярны в европейских странах. "Таких зон много в Англии, в Германии и во Франции. И водители все правила соблюдают. И у нас будут соблюдать. Потому что на таких улицах невозможно нарушить. Там даже камеры не нужно вешать – узкие полосы, люди постоянно переходят. Превышать скорость просто страшно. Человек может выскочить откуда угодно. Это как дворовая территория, только людей еще больше. Нужно быть максимально сконцентрированным", – уверил эксперт.

Еще одна европейская норма, которая может появиться в ПДД – приоритет автомобилистов, которые двигаются на перекрестке с круговым движением. По словам Шумского, подобную инициативу уже пытались внедрить. "Везде, во всем мире круг – главный, а у нас нет. И когда водители приезжают на круг, они реально путаются. Семь или восемь водителей из десяти вам скажут, что они понятия не имеют, кто кого должен пропускать. Мы предлагаем использовать европейскую практику. Где-то пять-семь лет назад была попытка такой реформы", – рассказал руководитель "Пробок.нет".

Председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев также считает, что необходимо ввести новое правило на перекрестах с круговым движением.

"Мы сейчас готовим почти полтора миллиона водителей. И часто объясняем, что перекресток с круговым движением – это очень опасный элемент вождение автомобиля. Эти перекрести имеют особенности и установки специальных знаков о преимуществе. Кроме того, такие перекрестки неоднозначны. В Европе приоритет предоставляется транспорту, который находится на перекрестке с круговым движением. И четко есть понимание: я хозяин полосы. И все, кто въезжает, не имеет приоритета. Мы поддерживаем эту инициативу. По нашей статистике, семь процентов ДТП происходит именно при проезде перекрестка с круговым движением. Это очень большая цифра. И новые правила позволят избежать таких ситуаций. И водители будут более расслабленными, а главное, будут понимать: кто гость полосы, а кто хозяин", – сказал m24.ru Лобарев. Он также отметил, что автошколам нужно дать право принимать водительские экзамены вместо ГИБДД. Соответствующее обращение от "Гильдии автошкол" было направлено в комитет Государственной думы по транспорту.

"Мы считаем, что необходимо два из трех экзаменов передать в ведение автошкол. Эта инициатива нашла поддержку и у ГИБДД, и общественности. Есть, конечно, и те, кто сомневается. Дело в том, что около восьми процентов виновников ДТП – это начинающие водители. Но в связи с введением новых программ и нового административного регламента, значительно улучшилось качество подготовки водителей. Кроме того, около 40 процентов автошкол ушло с рынка. Сейчас в Москве работает около 6700 автошкол, а совсем недавно их было более 11 тысяч", – напомнил эксперт. По его словам, если автошколы будут принимать водительские экзамены, у сотрудников ГИБДД появится больше времени на решения проблем на дорогах.

"Необходимо дать возможность разгрузить ГИБДД. Сейчас экзамены принимают около 1500 сотрудников ГИБДД. Думаю, что новая мера позволит сократить это число на треть. Все-таки, мне кажется, сотрудники найдут применение в реальных дорожных ситуациях. А бегать с секундомером на пяти упражнениях на площадке, наверное, им резона нет", – сказал эксперт.

Он подчеркнул, что право принимать экзамены нужно давать не всем автошколам. "Я считаю, что такую прерогативу нужно отдать только тем автошколам, у которых есть свои учебные площадки, у которых высокий процент сдачи экзаменов, к которым нет замечаний от контролирующих органов. Кроме того, Гильдия автошкол рассматривает вопрос о введении так называемого комиссара автошкол. Он будет присутствовать на экзаменах. Причем, это не отменяет присутствие сотрудников ГИБДД на экзаменах, как, скажем так "тайного покупателя", – подытожил Лобарев. Наталья Лучкина