Режиссер Павел Лунгин, создатель фильмов "Такси-Блюз", "Остров" и "Царь", намерен снять картину по мотивам "Пиковой дамы". По словам мастера, фильм будет на английском языке, с интернациональным актерским составом и съемочной группой.
О новых творческих идеях и своем видении современного искусства Лунгин рассказал на лекции, прошедшей в рамках проекта Speakers Night в Кампусе Московской школы управления "Сколково".
О роли искусства
Мы живем во время меняющейся цивилизации, меняющейся культуры. Она каким-то образом мутирует. Глупо говорить, что она умирает, потому что это живое существо, оно не умирает, но будет вечно-вечно меняться. Нам очень сложно ощутить это, потому что мы находимся внутри. Мы, можно сказать, подопытные кошки и крысы над которыми проводится эксперимент.
Но всегда общество определяется по некоторым параметрам, один из главных – это отношение к искусству. Оно, может быть, не определяет суть общества, но оно определяет формы приличия, принятые в нем. Когда я был молодым, искусство было очень ценно, но недоступно. Сейчас мы живем во время абсолютной доступности всего. Нет запрещенного искусства, нет запрещенного фильма или книги, нет и их сверхценности.
Кадр из фильма "Остров" Павла Лунгина. Фото: ИТАР-ТАСС
О фестивальном и массовом кинематографе
Раньше фестивальное кино говорило о жизни, оно было чуть более сложным эстетическим выбором, чем обычные фильмы, но, тем не менее, говорило о тебе, о твоих отношениях с женой, с детьми, с миром, со смертью, с деньгами и так далее. Сейчас фестивальное кино выдавливается в сторону какого-то исключительного показа из-за того, что загнано в угол массовой продукцией.
Современные фестивальные фильмы похожи на истории болезни: они показывают тебе то, что ты не имеешь права видеть, как будто ты подсматриваешь через замочную скважину. Все время тебя не должно покидать чувство легкого стыда, ты должен увидеть что-то, на что не имеешь права. Фестивальное кино радикализируется все больше, а массовое становится все более успешным.
Надо сказать, что кино сделало очень любопытную петлю. Оно началось, как вы все знаете, с братьев Люмьер, когда они показали "Прибытие поезда…", и люди так испугались, что повскакивали с мест, им казалось, что их сейчас раздавит. Потом оно прошло через невероятное усложнение - интеллектуальность Бергмана, утонченность Висконти, через Тарковского того же самого, - и пришло к огромному ярмарочному зрелищу, к гигантской шатровой массовости. Поэтому неслучайно экраны делаются все больше, а сами фильмы снимаются исключительно для подростков.
О современном обществе
Я думаю, что сейчас происходит инфантилизация общества. Есть такая тенденция, и она видна во всем искусстве. Смотрите, если в XIX веке ребенка одевали в пиджачок, во фрак, в сюртучок, учили его латыни, и он уже в десять лет читал Геродота, то сейчас все наоборот. Идут папа, мама и ребенок, все трое одеты в ползунки, у всех во рту соски, они едят одну и ту же пищу и смотрят одни и те же фильмы.
Не знаю, что это: то ли инфантилизация идет сама по себе, то ли поднимается снизу, то ли это какая-то гигантская манипуляция
О творческих планах
Я с этим справляюсь с помощью своих фильмов. Вот сейчас хочу сделать современную историю "Пиковой дамы", которая будет строиться вокруг постановки одноименной оперы и рассказывать об отношениях в театре. Пока я только пытаюсь это реализовать и, возможно, получить деньги от государства. В это же время буду делать сериалы - сниму русскую версию Homeland, он легко переносится на российскую почву. Я считаю, что это выдающийся сериал. Тот, кто видел, помнит, что это история про человека, шесть лет просидевшего в плену. Его освобождают, и он возвращается героем. Хотя зрители до конца не понимают, действительно ли он герой, или он в плену стал исламистом, перешел на другую сторону, сошел с ума? У нас главного героя будет играть Машков.
Павел Лунгин на премьере фильма "Царь". Фото: ИТАР-ТАСС
О роли сериалов
В сериалах мы возвращаемся к старой романной форме. Здесь можно говорить много о психологии, можно не экономить время. И надо говорить о сложности мира и личности, о том, что даже самый примитивный человек очень сложен. Иногда люди даже не знают, за какую ниточку себя потянуть. Я считаю своим долгом говорить о том, что человек, это вообще очень сложное существо.
В сериалах действительно что-то новое появилось. Но там есть еще и какой-то наркотический момент - фильм не отпускает, он держит тебя на крючке, только что-то заканчивается, он подсекает тебя еще глубже.
Это заложено на сценарном уровне: надо сделать так, чтобы в конце зрители начали волноваться за героя. В обычной жизни все развивается постепенно, а в сериале – за три минуты до конца. Тебе недосказали, и ты в слезах ждешь продолжения.
О роли сценаристов в кино
Именно поэтому современному кинематографу нужны хорошие сценаристы - люди постоянно пишущие и придумывающие. Самый жестокий провал нашего кино - качество литературного материала, ничего хуже я давно не читал. Иногда даже восхищаешься, как можно так писать - совершенно бредовые неживые диалоги. Хотя это общая тенденция мирового кинематографа. Сейчас очень мало хороших сценариев: американцы делают ремейки старых фильмов, либо берут успешные новые фильмы и делают к ним сиквелы, приквелы и так далее.