Форма поиска по сайту

"Музыка дьявола": энергия и дух свободы Рэя Чарльза

Поп рок Элтон Джон Рэй Чарльз

23 сентября 2015, 13:21

Фото: facebook.com/RayCharles

Рэй шел по жизни, не бросаясь в крайности и эксперименты. Чарльз (полное имя – Рэй Чарльз Робинсон), бедняк по рождению, стал звездой, благодаря таланту, характеру и уму. Преодолев вековые комплексы и привычки, он создал современную манеру, стиль поведения эстрадного исполнителя и новую модель отношений в шоу-бизнесе.

Рэй притягивал успех в самых разных смыслах слова – у него родилось двенадцать детей от девяти женщин, он получил семнадцать премий "Грэмми" и записал множество великих песен, в том числе You Are My Sunshine, I Can’t Stop Loving You, Hit The Road Jack.

Первое, что узнает любой про Чарльза – певец был слеп. Беда настигла его в детстве, когда он не смог помочь тонущему младшему брату. Психика не выдержала, ребенок потерял зрение, но смог победить слепоту в быту и в творчестве. Проблемы не помешали открыться необычайной красоте его души.

Карьера певца началась в 1947 году в Сиэтле, а в 1949-м появился первый хит Confession Blues. В это время он меняет имя и становится Рэем Чарльзом: в то время публике уже был известен его тезка – Рэй Sugar Робинсон, знаменитый боксер. Сингл Чарльза It Should Have Been Me разошелся тиражом более миллиона экземпляров. Тогда и начал формироваться уникальный стиль артиста – в 1954 году его песня I’ve Got a Woman открыла для легкой музыки другие горизонты, показала новую чувственность.

Артист, кажется, не сдерживал спонтанность, сексуальность и взрывную энергетику. Родилась современная поп-музыка с ее небывалой привлекательностью, действовавшая равно и на цветную, и на белую аудиторию. Чарльз в начале карьеры мог повторить манеру практически любого известного музыканта, но в результате создал собственный стиль – экстатичную смесь музыки госпел и ритм-энд-блюза, из которой появились соул и диско, а потом современный, уже приглаженный, дрессированный r'n'b. Пример музыки раннего Чарльза – суперхит What’d I Say, в свое время крайне впечатливший юного Пола Маккартни.

Первую свою премию "Грэмми" Рэй получил в 1959 году за песню Let the Good Times Roll. Шоу-бизнес принял Рэя, но артист оказался сильнее, чем система. Не она его согнула под себя, а он неоднократно менял ее и доказывал, что сильнее. Побеждал ее так же, как сначала слепоту, а позже – наркоманию. Рэй стал не просто большим певцом – он изменил стиль, тематику, уровень понимания поп-искусства. Во всех направлениях музыкант был суперзвездой, даже кантри оказался ему по плечу. Он повлиял на все позитивное, что сейчас содержится в стилях "поп" и "рок".

Чарльз понял свою страну так, как никто до него, и спел про нее и для нее. Он понимал людей и демонстрировал железную бизнес-хватку, поэтому его называют истинно американским музыкантом. И возражения против его творчества звучали те же самые, что слышат рок-музыканты: ортодоксы считали, что он играет "музыку дьявола". В 60-х появилась еще одна визитная карточка Рэя – замечательная вещь Georgia On My Mind. Сначала это была просто песня про девушку, но позднее она стала официальным гимном Джорджии, родного штата певца, где когда-то, под расистским предлогом, запрещали концерты Рэя.

Напряженность и экстравертность чернокожих исполнителей воспринимается иногда как их природное свойство, а не как искусство общения, особый язык. Рэй объединил своей музыкой расы, и, приблизив белых слушателей к ритм-энд-блюзу, доказал, что является замечательным исполнителем кантри – музыки, которую чернокожие до него не понимали и не могли играть. Рэй изменил это заблуждение, и при этом он реально боролся против расовой сегрегации, поддерживал Мартина Лютера Кинга.

Чарльз делал идеальный поп, но фактически провел музыкальную революцию – стал первой всемирной звездой, у которой важнейшим элементом была не только музыка, но напор и драйв. Мир знал, как важен свинг, но музыка звучала сдержанно и очень "прилично", не так резко и захватывающе. В голосе же Рэя зазвучали неприкрытый напор, секс и другая, новая свобода – на таком уровне, что его нельзя было игнорировать. Отсюда во многом выросла современная легкая музыка – от фри-джаза до панк-рока.

Всего Чарльз выпустил около 70 альбомов, пел звездные дуэты, записывал песню другого слепого великого эстрадного певца Стиви Уандера Living for the City, которая тоже получила "Грэмми". Фрэнк Синатра считал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу-бизнесе". У нас, естественно, знают его хиты и с успехом исполняют их и сейчас.

У Рэя не было слабых мест, слабых песен, слабых концертов, независимо от возраста. Он был эстрадным баритоном и пианистом и просто делал музыку лучше всех – так, что никто не оставался равнодушным. Чарльз создавал музыку до последнего дня жизни: альбом Genius Loves Company вышел уже после его смерти в 2004 году. В его записи приняли участие звезды от Би Би Кинга до Элтона Джона, Бонни Рэйтт и Норы Джонс. На похоронах Чарльза играла песня Over the Rainbow: ее для этого дня выбрал сам певец.