Фото предоставлено командой Zeta Corse
О развитии российского автоспорта, пути пилотов в "Формулу-1" и представительстве в "Формуле 3.5" спортивный обозреватель M24.ru Василий Макагонов побеседовал с руководителем команды Zeta Corse Романом Новиковым.- Добрый день, Роман! Первый вопрос касается, собственно, самой "Формулы-Renault". Соревнования появились относительно недавно, сама мировая серия Renault в том виде, в котором она сейчас существует, возникла, насколько я помню, в 2005 году. Тем не менее, за 10 лет она стала, практически заменителем "Формулы-1". Благодаря чему - высокой мощности двигателей?- Я бы, конечно, не сказал, что за счет мощности двигателей. "Формула-1" - это всегда "Формула-1", и она - это опыт конструкторов, прежде всего инженеров, которые ведут "борьбу технологий". А у нас все болиды предоставляются компанией Renault. Между нами есть принципиальная разница. Если говорить за счет чего такая популярность, прежде всего, конечно, это высокотехнологичные болиды, это действительно очень высокий уровень пилотов. И если смотреть статистику, то каждый год практически, это не секрет, кто-то попадал из "Формулы - Renault" в мировую серию "Формулы-1". Например, в гран-при Австралии должны были выступить три пилота, которые раньше выступали в "Формуле-3.5". И один из них...
- Роберто Мери.- Да, Роберто Мери, который выступал за нашу команду, а теперь представляет Manor.
- Но ведь не существует никаких препятствий пилотам "Формулы-3.5" принимать участие в "Формуле-1" и одновременно гоняться в своей родной серии.- Ну это, конечно, невозможно, потому что в любом случае гран-при Монако пересекается по времени у нас с "Формулой-1". То есть спортсмен вынужден был бы не посещать определенные соревнования. Да и в любом случае это тяжело, и в основном, конечно, пилоты стараются вести борьбу в одной серии. В случае с "Формулой-1" все очевидно - пилот предпочтет перейти в более престижную серию.
Фото предоставлено командой Zeta Corse
- Zeta Corse является единственной российской командой в "Формуле-3.5", и можно сказать, что на сегодняшний день она является фактически единственной российской "конюшней", после того что произошло с "Марусей"...- Я бы не хотел забывать про наших друзей из команды Russian Time, которая выступает в GP2. Все-таки, это тоже очень престижная гоночная серия, в которой тоже выступают сильные пилоты. Конечно, не стоит про это забывать. Для нас большая честь и ответственность быть "законодателем мод" в отечественном автоспорте, потому что мы побеждаем и на таком высоком уровне.
- В активе команды уже насчитываются победы в Хунгароринге и на Moscow Raceway. Как в России принимали Zeta Corse?- Мы выиграли три гонки подряд, еще покорился Нюрбургринг. В Москве вначале вся команда очень волновалась - все-таки перед своими болельщиками выступать трудно, а вдруг неудача постигнет? Но потом, знаете, как говорят, что стены помогают, смогли поймать правильный настрой, и нам это только помогало. И то, что столько болельщиков было, - это здорово. Безумно приятно! Наш комментатор, который вел всю гонку от начала до конца, достаточно хорошо о нас рассказал, и даже те, кто не знал о нашем существовании, стали болеть за нас. Это было невероятно. Наверное, это самая главная победа наша - победа в битве за сердца российских зрителей.
- У вас есть еще юношеская картинг-команда, которая выращивает молодых пилотов. Не думаете сделать что-то вроде серии преемственности? Сначала молодой пилот приходит в картинг-команду, потом когда он заявит о себе, то перемещается в основной состав Zeta Corse на "Формулу-3.5"?- Ну, это достаточно долгий путь. Из картинга, конечно, невозможно попасть непосредственно в "Формулу-3.5", сначала придется выступать в более младших сериях, подтверждать свои способности. Но у нас есть такая задача, мы постепенно идем к этой цели. То есть пока у нас нет фарм-команды в какой-то более младшей серии, но пока вот ведем как раз такую работу. Пилоты, завершившие программу у нас в картинге, без работы не остаются.
- А если не секрет, в какой бы серии вы хотели завести команду?- Пусть это останется тайной.
Фото предоставлено командой Zeta Corse
- Роман, как было принято решение обзавестись командой? Вы купили команду, которая до этого выступала не лучшим образом, и на ее базе создали команду, которой удалось в следующем же сезоне одержать три победы. - Вариантов у нас не было - приобрести другую команду, потому что чемпионат был заполнен, мы не могли подать новую заявку. Мы знали, что продается на тот момент итальянская команда. В тот момент, когда шли переговоры о покупке, мы очень внимательно следили за автоспортом.
-
В чем основное отличие "Формулы-3.5" от "Формулы-1", помимо другой организации гонок и небольшого отличия правил? Система начисления очков, по сути, идентична. - Как я сказал в самом начале, это прежде всего битва конструкторов, заводы, компании создают машины, такие как Ferrari, Mercedes и так далее. Болиды полностью свои, проектируют двигатели. У нас же моносерия, что означает, что у всех одинаковые шасси, у всех абсолютно одинаковые моторы. И здесь в ход уже вступает работа инженеров и понимание пилотом машины, даже тех самых настроек, которые влияют на управляемость автомобиля. И, конечно же, "Формула-1" – это специальный чемпионат мира, который исторически является "королевой автоспорта", и туда все хотят попасть, в том числе и наши.
- Но здесь раскрывается очень важный момент, ведь в "Формуле-1" огромная доля приходится именно на работу конструкторов. То есть невозможно сесть за руль, к примеру, Manor и выиграть чемпионат, если, конечно, ты не Михаэль Шумахер и не гоняешься за рулем Benetton. А в "Формуле-3.5" можно проявить себя, потому что здесь все зависит именно от мастерства пилота. - Безусловно, из-за этого гонки получаются очень интересными, но, помимо всего прочего, гонки "Формулы-1" – это шоу, огромный бизнес. В любом случае это немного разные вещи. Я бы сказал, что в "Формуле-3.5" конкуренция выше. В "Формуле-1" нет такой острой борьбы, как в молодежных сериях, но безумно интересно следить за командами. И еще очень важный момент, что в "Формуле-1" машины – это последнее слово техники. Именно оттуда многие автопроизводители, даже авиапроизводители, перенимают технологии.
- Какие у вас планы на будущий сезон?- Прежде всего, наверное, доказать самим себе, что произошедшее в прошлом году было не случайностью, и продемонстрировать мощь нашей команды, добиться высоких результатов. Это основная задача.
- Кто займет место Роберто Мери?- Пока мы ведем переговоры. Есть уже контракт, подписанный с Факу Регалья, это аргентинский пилот, сейчас идут переговоры со вторым пилотом.
- Я знаю, Роман, что вы сами очень увлекаетесь картингом и не прочь сесть за руль, когда предоставляется возможность.- Да, но сейчас на это остается совсем мало времени. Посмотрим, может быть, в этом году появится возможность поездить в чемпионате России и далее в чемпионате Европы. Это мне дает бонус в общении с пилотами, потому что мы с ними говорим на одном языке.