Форма поиска по сайту

Подростков, находящихся в СИЗО, предлагают научить рабочим профессиям

Фото: М24.ru/ Михаил Сипко

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович обратился в министерство образования и науки с предложением организовать курсы по профессиональному образованию подростков в СИЗО. Как рассказал Бунимович M24.ru, в СИЗО несовершеннолетние должны получить профессиональные навыки рабочих профессий, например, водителя или механика, чтобы потом успешно социализироваться.

“Нужно сделать в СИЗО профессиональное образование для несовершеннолетних, - рассказал Евгений Бунимович. - Там находятся сложные ребята с трудной судьбой и психикой, они должны выходить с профессией, чтобы они могли найти себе место в жизни. Им должно быть понятно, чем они займутся в обществе и куда они пойдут. Например, ребята в СИЗО говорили мне, что хотят стать автомеханиками, водителями. Нужно поддерживать у них устремление в будущее”.

Бунимович уже направил обращение с этим предложением в Минобрнауки РФ. По его словам, “в министерстве ответили, что они займутся этим вопросом”.

По словам уполномоченного, сейчас в системе исправления есть перекос в сторону наказания. “​Мы привыкли, что главное - это строгость наказания, - рассказал Бунимович. - Но на самом деле содержание в закрытой школе, в СИЗО, в колонии должно служить исправлению и перевоспитанию подростков. Формально это так и называется, а по сути часто хромает именно система перевоспитания. В России, увы, высокий процент рецидива среди подростков после выхода из исправительных учреждений - выше, чем во многих европейских странах”.

Бунимович также обратился в Минобрнауки с просьбой внести поправки в закон “Об образовании”, чтобы во всех СИЗО школьники могли продолжать осваивать среднее образование. “Я разговаривал с министром образования о том, что, когда подросток находится в СИЗО, согласно законодательству, предложенная законом форма обучения для него - самообразование, - продолжил уполномоченный. - Контингент подростков, которые находятся в СИЗО, едва ли мотивирован на самообразование. Я обратился к министру с предложением внести поправки в закон, чтобы общее образование в СИЗО для детей и подростков проводилось организованно. Москва это делает по собственной инициативе и из соображений здравого смысла, но необходимо изменение федерального закона”.

В Минобрнауки и столичном управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) не смогли предоставить оперативный комментарий.

Как рассказал председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков, в СИЗО №5 сидят подростки в возрасте от 14 до 18 лет. “Их количество постоянно меняется, но в среднем там находится 50-60 человек. Подросток может провести в СИЗО два месяца, а может и год. Все зависит от того, как идет следствие и что решит суд”, - рассказал Цветков.

По словам эксперта, хорошая идея - организовать в СИЗО профессиональное образование для подследственных, но нужно сначала провести профориентацию. “Подростков нужно учить тому, что им интересно, иначе силы педагогов будут потрачены впустую, - считает Цветков. - У ребят могут быть разные интересы - кто-то хочет стать охранником, водителем, строителем или айтишником. Но главное - "выбить" из них блатную романтику, которая часто толкает подростков на преступления”.

Заместитель директора школы №744 Елена Архипова рассказала, что в московском СИЗО №5 преподают учителя школы. “У обучения в следственном изоляторе есть своя специфика. В СИЗО не может быть непрерывного образования, потому что контингент постоянно меняется. Туда попадают ученики с 7 по 11 класс, - отметила Архипова. - У нас составлен учебный план. На русский язык и алгебру с геометрией выделено по три часа в неделю, на все остальные предметы по часу. Подразумевается, что подследственные занимаются самообразованием в СИЗО, а учитель проводит урок-консультацию”.

По словам Архиповой, на уроки в СИЗО учеников приводят камерами. “Обычно ребят сажают в камеры по возрасту, но может быть такое, что надо проводить урок по русскому языку для учащихся седьмого и восьмого класса одновременно. Обучение проходит в течение пяти дней по два-три часа в день”.

Что касается профобразования в СИЗО, это неплохое предложение, но его будет трудно реализовать, считает Елена Архипова: “Из СИЗО подростков никуда нельзя вывозить, значит, все необходимое оборудование для обучения должно быть в учреждении". Например, чтобы подростки могли изучить основы автомеханики, в СИЗО необходимо привезти машину, которую можно будет разбирать.

Председатель комиссии по образованию Мосгордумы Антон Молев поддержал идею проводить в СИЗО курсы по профобразованию. “Подросткам тяжело вернуться к нормальной социальной жизни после жизни в следственном изоляторе и в колонии, - рассказал депутат. - Если у них будут профессиональные навыки, то они смогут заработать себе деньги на жизнь. Хотя понятно, что, как правило, работодатели рассматривают их кандидатуры на вакансии в последнюю очередь”.