Форма поиска по сайту

10 неизвестных: гид по выставке "Графика стен" в Третьяковской галерее

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Зинаида Серебрякова. Сиам. Эскиз панно для Казанского вокзала в Москве

2 декабря в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (там же, где представлена выставка "Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана") открылась экспозиция "Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков" в рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Здесь представлены уникальные графические работы Михаила Врубеля, Валентина Серова, Виктора Васнецова, Карла Брюллова, Зинаиды Серебряковой и многих других художников, которые представляют собой эскизы к выдающимся монументальным росписям, начиная от фресок Владимирского собора в Киеве, заканчивая декоративным убранством Казанского вокзала в Москве. По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но чтобы увидеть произведения великих художников, порой, совершенно необязательно идти в музеи. Иногда, оказавшись, к примеру, в здании Казанского вокзала, достаточно просто поднять голову и посмотреть по сторонам. История этого архитектурного комплекса написана именами выдающихся мастеров: само здание строил Алексей Щусев, а за украшение интерьеров отвечал Александр Бенуа, который пригласил расписывать стены и своды залов Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову. Проект должен был соединить в себе несоединимое: скрестить запад с востоком, модерн с барокко, позолоту со сталью. Особенно роскошным стал интерьер ресторана, для которого Серебрякова выбрала тему Востока и создала множество эскизов. Ее героини олицетворяют собой Индию, Японию, Турцию и Сиам, но их античные пропорции, грация и пластичность напоминают живопись эпохи Итальянского Ренессанса. Например, Сивилл, которых Микеланджело изобразил на сводах Сикстинской капеллы в Ватикане. От начала XX века сохранилось несколько прекрасных частных особняков, построенных в стиле русского модерна. Главным автором этой архитектуры практически единолично стал Федор Шехтель, а вот над росписями и дизайном интерьеров трудились многие талантливые художники. Одним из них был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. По заказу знаменитого архитектора он создал четыре фрески "Времена года" для украшения гостиной в особняке дочери крупного промышленника и мецената Ивана Бутикова, Александры Ивановны Дерожинской. На панно изображены молодые дамы, прогуливающиеся в саду дворянской усадьбы. Такая трактовка галантных сцен была в духе искусства Серебряного века, но именно в творчестве Борисова-Мусатова она нашла яркое и цельное воплощение. Владимирский собор в Киеве стал одним из самых главных, самых показательных и поэтому самых драматичных проектов в русском искусстве рубежа веков. Он должен был стать символом возрождения и поиска национальных традиций в живописи, освобожденных от влияния западно-европейских традиций. К работе над ним были приглашены художники, которые, как казалось, в своем творчестве лучше всего этим замыслам соответствуют. Главным художником, определившим стиль убранства храма, стал Виктор Васнецов. К нему в помощь был приглашен Михаил Врубель. Уникальность стиля и мощнейший творческий потенциал каждого из них не позволили двум мастерам сработаться под одной крышей. В итоге Врубель был отстранен, и несколько уцелевших эскизов – все, по чему мы можем составить представление о его идеях росписи собора. Виктор Васнецов стал автором всех монументальных панно Владимирского собора в Киеве. Вместе с подмастерьями он выполнил росписи за два года. Васнецов считал эту работу главным делом всей своей жизни и любил повторять, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма". В этом смысле он действительно возрождал национальные традиции русского искусства и византийской иконописи, оставшись при этом верным своему "авторскому" стилю: его библейские персонажи одеты в древнерусские костюмы, а их лица напоминают образы сказочных героев из станковых картин Васнецова "Аленушка", "Иван-Царевич на сером волке" и др. Главным произведением Александра Иванова было и остается "Явление Христа народу". Картина по праву считается апогеем его творчества. В процессе работы над ней у художника возник еще более грандиозный замысел, которому не суждено было осуществиться: Иванов задумал серию росписей на стенах специально сооруженного храма и создал цикл эскизов на библейские сюжеты, огромное количество набросков, подготовительных рисунков и несколько вариантов схем размещения росписей. В этих графических работах Иванов показал себя не просто как сложный, программный художник, но как талантливый акварелист: некоторые эскизы намечены лишь несколькими линиями и двумя или тремя цветовыми пятнами, но при этом у зрителя в восприятии возникает совершенно полный, объемный образ и точное понимание сюжета. Валентина Серова, чья выставка в январе 2016 года имела столь оглушительный успех, также периодически приглашали оформить тот или иной частный особняк или выполнить монументальные росписи в каких-либо сооружениях. Эскизы неосуществленной росписи в столовой в доме Носовых в Москве, представленные на нынешней выставке, дают зрителю уникальный шанс увидеть, не результат, а процесс работы художника, ее начальный этап. Эти схематичные, непроработанные карандашные наброски, выполненные на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, очевидно были созданы Серовым за несколько минут, но, к сожалению, они так и не превратились в большие красочные панно. В работе над декоративным убранством Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге работали выдающиеся мастера своего времени – Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие. Художникам предстояло выполнить 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. По эскизам Брюллова была выполнена роспись центрального купола собора. Изначально созданная масляными красками, к началу XX века она пришла в негодность и была заменена мозаикой, созданной на основе авторских эскизов и сохранившихся фрагментов. На плафоне изображен сюжет "Богоматерь во славе", а сияющий голубь в самой верхней точке служит символом Святого духа – такая схема являлась одним из традиционных вариантов украшения купола.

Федор Бруни. Всемирный потоп. Эскиз росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Еще одним художником, работавшим над росписями в Иссакиевском соборе стал Федор Бруни. Его кисти принадлежит панно "Всемирный потоп". Интересна трактовка сюжета, поскольку художник отходит от традиционной интерпретации. В центр он помещает не идею спасения на Ноевом ковчеге, а гибель тех, кто на ковчег не попал: Бруни показывает группу людей, которые пытаются спастись от бедствия, забравшись на скалу. В центре композиции оказывается старец с маленьким ребенком, что лишь усиливает драматичность сцены: согласно преданию, бурные потоки воды накроют их через несколько мгновений и смоют все на своем пути, оставив жизнь лишь тем, кто оказался вместе с Ноем в ковчеге. Басин заканчивал росписи купола, начатые Брюлловым, а также выполнил несколько авторских изображений. Ему принадлежит сюжет "Нагорная проповедь Христа", украсивший южные ворота Исаакиевского собора. В сравнении с эскизом, финальный вариант отличается незначительно, но даже в эскизе чувствуется, насколько сильно художник старался сделать так, чтобы его композиция была стилистически и по цвету близка к росписи купола.

Эскиз композиции "Нагорная проповедь. Литургия ангелов" для росписи алтарной апсиды Покровского собора Марфо-Мариинской обители

Собрание эскизов и рисунков для росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители, хранящееся в Третьяковской галерее, является наиболее полным графическим ансамблем, представленным на выставке. Здесь есть все, от от первых архитектурных идей до ювелирно прорисованных эскизов икон и церковной утвари. Одним из художников, кто принимал участие в росписи собора стал Михаил Нестеров. Еще совсем молодым, он помогал Васнецову в работе над фресками Владимирского собора в Киеве, в связи с чем испытывал сильное влияние мастера. Это заметно в рисунках Нестерова, представленных на выставке. Но тем не менее ему удалось выработать свой уникальный и неповторимый авторский почерк: "Я полагал найти свой собственный стиль, в котором бы воплотилась как-то вся моя вера, творческая сила, лицо, душа, живая и действенная, душа художника", – сказал Нестеров об этой работе.