Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
В Третьяковской галерее представили результаты исследований "Черного супрематического квадрата" Казимира Малевича, проведенных при помощи специальных микроскопов и рентгеновской пленки, на которой специалистам удалось запечатлеть изображения, лежащие под черной краской.В декабре самая известная картина русского художника Казимира Малевича отметит 100-летний юбилей. К этому событию Третьяковская галерея подготовила специальное издание в серии "История одного шедевра: Казимир Малевич. "Черный супрематический квадрат". В книге рассматривается история создания произведения, приводятся результаты последних исследований и авторские интерпретации картины, о которой художник размышлял до конца жизни, каждый раз трактуя ее по-новому.
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Благодаря последним исследованиям оказалось, что под "Черным квадратом" находится еще
две цветных композиции, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. Методом флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.
С помощью графического редактора сотрудники Третьяковки деликатно попытались восстановить изображение. Оказалось, подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались в творчестве художника. Также анализ пигментов показал, что "Черный квадрат" написан сразу двумя черными красками, в которые к тому же добавлялся мел для придания бархатистости тона. Поля картины также были написаны двумя типами белил – свинцовыми и цинковыми. На краске удалось обнаружить отпечатки пальцев, которые, судя по всему, принадлежали не только самому Малевичу.
Но самым интересным открытием стала надпись в углу картины, которую сотрудники отдела научной экспертизы интерпретировали как "Битва негров ночью". Эти слова отсылают к работе Альфонса Алле, "Бой негров ночью в темной пещере" 1882 года, которая была широко известна, так что Малевич, скорее всего, знал о ее существовании. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта.
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Альфонс Алле был не художником, а писателем и эксцентричным журналистом, но его работы "Бой негров…", "Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору" и "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами" стали первыми монохромными композициями в истории живописи, что, впрочем, нисколько не дискредитирует популярность Малевича. Этот факт лишь говорит о том, что идея носилась в воздухе.
Сложный, особый состав краски говорит о том, что это была не спонтанная работа и мистическое озарение, а продуманная живописная концепция, ставшая откровением для художника. Малевич говорил: "Я неделю не мог спать и есть. Я хотел понять, что я сделал".
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Также ученым удалось обнаружить фрагменты авторской реставрации. Когда картину привезли из Музея живописной культуры в Третьяковскую галерею в 1929 году, Казимир Малевич готовил там персональную выставку, и его попросили прямо на месте отреставрировать работу. Также Малевича попросили сделать авторскую копию, это говорит о том, что уже в то время картина была легендой.
Все эти открытия оставили ученым больше вопросов, нежели ответов: почему художник дважды переписывал композицию на одном и том же холсте? Видел ли он работу Алле? Чьи отпечатки пальцев сохранились на картине? В ближайшее время сотрудники отдела экспертизы планируют исследовать еще несколько работ Малечива, среди которых первым объектом исследований будет портрет Матюшина. Возможно, и под ним специалистов ждет какое-то не менее значительное открытие, которое сможет пролить свет на все эти вопросы.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Сегодня Третьяковская галерея располагает уникальным оборудованием, позволяющим бесконтактным методом определить химический состав грунта и красок, и сложными оптическими приборами: бинокулярными микроскопами с холодным светом, не разогревающим поверхность картины и возможностью фотофиксации наблюдаемых предметов.
Но, возможно, даже благодаря всем этим инновационным способам исследований ученые не смогут отгадать все загадки "Черного квадрата", потому что в них и заключается аура произведения.