29 марта в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка "Модель художника в объективе фотоаппарата". В этот раз музей решил присоединиться к Х Московской международной биеннале "Мода и стиль в фотографии – 2017" и представить необычный проект, в котором картины и фотографии второй половины XIX – начала XX века встали в один ряд. На этих снимках оказались запечатлены модели художников, чьи портреты они воссоздавали кистью и красками на своих картинах.
Зрители увидят оригинальные фотографии людей, позировавших Илье Репину, Ивану Крамскому, Михаилу Нестерову, Валентину Серову, Константину Коровину, Виктору Борисову-Мусатову, а также соответствующие портреты мастеров.
Илья Репин за работой над портретом Федора Шаляпина. 1914 – 1915
Обычно, глядя на живописный портрет, мы склонны доверять взгляду художника. Нам кажется, что Вера Мамонтова была точь-в-точь как "Девочка с персиками", а композитор Римский-Корсаков выглядел как на портрете Репина. Нам кажется, что художник был так же беспристрастен, как объектив фотографа. Но глаз художника всегда романтичен: даже самый хладнокровный портретист видит модель через призму своего несовершенного глаза, своих мыслей и эмоций.
Сохранилась фотография, на которой изображен легендарный оперный певец Федор Шаляпин, позирующий Илье Репину для портрета, но самого портрета не сохранилось. Зато из письма Репина его другу, писателю Корнею Чуковскому, мы знаем, что портрет был "погублен": "Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил". Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружили в Чехии. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Рентгеновское обследование показало, что от первоначального портрета Шаляпина на холсте остались собака Булька и подпись автора.
На полотне Крамского "Лунная ночь" тоже изображены сразу две модели. Изначально художнику позировала Анна Попова, будущая жена Дмитрия Менделеева. Но еще неоконченную картину решил приобрести Сергей Михайлович Третьяков, который хотел видеть на ней свою вторую жену Елену Третьякову. Поэтому художнику пришлось переписать портрет девушки на уже практически готовой картине.
Ольга Михайловна была дочерью художника. В своих воспоминаниях об отце она говорила, что тот "всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти или обреченности". Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Но и на фотографии, где она запечатлена в парадном платье в пол-оборота, практически со спины, Ольга Михайловна выглядит такой же грустно-задумчивой. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери.
На выставке будут представлены фотографии сестер Марии и Веры Якунчиковых, не только позировавших Константину Коровину, но и рисовавших вместе с ним во время летнего отдыха на даче художника Василия Поленова в подмосковной Жуковке. Юные девушки стали потом замечательными художницами, чьи произведения тоже есть в экспозиции Третьяковской галереи. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника "В лодке", но в другом ракурсе.
Анна Яковлевна Фидлер, ставшая моделью для картины "Бумажные фонари", стала женой художника. Несмотря на то, что ее брак (как считается) был несчастливым, она любила Коровина до самозабвения и уехала с ним в эмиграцию. Официально портретов супруги художник не писал, но мы можем увидеть ее в жанровой сценке на этом полотне.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов серьезно увлекался фотографией. Несколько сделанных им снимков будут представлены вместе с его полотнами. Для него позировала его сестра Елена. Она стала героиней не только снимков автора, но и символистских полотен, где образы, символизирующие уходящую эпоху XIX века, точно призраки растворяются в тумане.
Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с "Черным квадратом" Казимира Малевича, стал портрет Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Скорее всего, девочке сложно было много часов подряд позировать художнику, поэтому легкая и быстрая манера письма была очень кстати. Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Вера Мамонтова еще не знает, что у нее будет счастливый брак и трое детей, и что ее жизнь оборвется в 32 года от воспаления легких.
Иван Шишкин, наверное, был самым "близким к природе" русским художником. Иван Крамской, изображая своего товарища, стремится сохранить эту особенность, поэтому представляет его в походной одежде и с художественными принадлежностями. Шишкин в эту самую секунду словно выбирает фактуру для нового полотна. А вот фотографии это передать не удается: здесь Шишкин – в строгом костюме, с красивым платком на шее и с булавкой на жилете.
Илья Ефимович написал целую галерею прекрасных портретов, на которых запечатлел русских писателей, художников и композиторов. Скорее всего, он прекрасно понимал свою задачу – сохранить наиболее точный образ мастера, в котором отразились бы самых характерные особенности модели. Композитор Модест Мусоргский на его портрете напоминает гоголевского помещика, нежели композитора: на нем халат, одетый поверх рубаки, волосы растрепаны, борода нечесана, а нос – пунцово красный. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Наоборот, он передал в этой работе весь характер его музыки: среди выдающихся произведений композитора – самые "русские" оперы "Борис Годунов" и "Хованщина".
А вот Римский-Корсаков – задумчивый интеллигент в строгом черном костюме, круглых очках и зажженной сигаретой. Если фотопортрет Мусоргского разительно отличается от живописного, то в случае с этим композитором портреты практически идентичны, хотя и были сделаны в совершенно разное время.
Автопортрет Врубеля особенно интересен: здесь художник изображал сам себя. Что самое важное? Какие черты он подметил в себе? Пронзительный взгляд, взволнованная натура, взъерошенные волосы. Врубель воспринимал себя художником, а камера "увидела" его джентльменом в вельветовом костюме, с белым воротничком и идеальными усами.