Форма поиска по сайту

Советский суперагент: как Рихард Зорге спас Москву

This browser does not support the video element.

Рихард Зорге – одна из самых загадочных фигур Великой Отечественной войны, чья деятельность рассекречена пока лишь наполовину. Неизвестные факты о самом знаменитом разведчике и новые страницы самых значительных историй ХХ века - в специальном репортаже телеканала "Москва Доверие".

Первая Мировая война, Коминтерн и дебют Зорге в разведке
Родители Рихарда встретились в маленьком поселке под Баку: инженер немецкой нефтяной компании и русская крестьянка. С четырех лет Рихард рос в Берлине, насыщаясь идеями германского империализма. Как только началась Первая мировая, он бросил реальное училище и добровольцем записался в армию: сказалось воспитание отца. Но во время Первой мировой Рихарду пришлось сражаться на Восточном фронте против русских – братьев по крови.

Зорге сделал соответствующие выводы: хлебнув ужаса, крови и гибели друзей, Рихард возненавидел войну. Два его брата были убиты. Зорге начал искать выход из этого тупика, в который зашло человечество в начале века. Ответ он нашел в книгах, которыми его щедро снабдили друзья-коммунисты.

Зорге начал собственную борьбу за мир и справедливость – разумеется, так, как он ее понимал. Рихард стал убежденным коммунистом, уехал в советскую Россию.

Рихард Зорге. Фото: ИТАР-ТАСС

Коминтерн, международная организация, объединявшая компартии мира, стала для Зорге "перевалочным пунктом", из которого он попал прямиком в советскую разведку. Во всех учебниках напишут, что молодого и пылкого коммуниста заприметил начальник военной разведки Ян Берзин, он-то и предложил Рихарду поработать нелегалом в Шанхае.

Но эта распространенная версия, оказывается, весьма далека от истины. Благодаря секретным документам стало известно, что убежденный коммунист Зорге вызывал острую неприязнь у своих коминтерновских братьев по оружию.

В итоге от Зорге решили вообще избавиться и просто перестали ему платить, но он всеми силами устремляется в Москву. Сейчас с документальной точностью установлено, что в советскую военную разведку Зорге напросился сам, причем с конкретной программой деятельности по Китаю.

Зорге вышел на связь с резидентом ГРУ в Германии Константином Басовым, а тот порекомендовал его Берзину – офицеру ГРУ.

Предложение Зорге по работе в Китае было принято, и в 1930 году он стал советским резидентом в Шанхае. Эта поездка стала своего рода стажировкой перед ответственной миссией в Японии, которая начнется в 1936 году.

Газета "Правда" и недоверие Центра к Рамзаю
В Японию он прибыл под видом журналиста респектабельной немецкой газеты "Frankfurter Zeitung". Накануне Второй мировой Страна Восходящего солнца угрожала Советскому Союзу войной. У южной границы СССР сосредоточилась Квантунская армия – самое агрессивное японское боевое подразделение.

Зорге прибыл в Токио с важной миссией: постараться предотвратить войну между Японией и СССР. Разведчик понимал, что ему придется остерегаться даже собственной тени: в Токио за каждым иностранцем ведется каждодневная слежка, а доносительство считается патриотическим долгом каждого гражданина.

Соблюдая все меры предосторожности, Зорге создал агентскую сеть и начал отправлять донесения в Центр под именем Рамзай. В Токио ему улыбнулась редкая удача: еще в Китае он познакомился с японским журналистом Ходзуми Одзаки. К счастью для Рамзая, этот человек стал доверенным лицом премьер-министра Японии Фумимаро Коноэ и главным информатором Зорге.

Одновременно разведчику удалось втереться в доверие к Эйгену Отту – германскому военному атташе в Токио. Через него Рамзай узнавал о секретных намерениях Гитлера.

Отт подряжает Рихарда писать за него отчеты в Берлин, в результате чего посла замечают и даже повышают по службе. Он остался так доволен, что выложил перед Зорге секретные документы и даже закрыл глаза на его роман с собственной женой.

Но вот что удивительно: на тот момент Зорге был так удачлив, что никто из советских разведчиков не мог сравниться с ним, однако все донесения Рамзая почему-то отправлялись в папку "сомнительных".

В чем же дело? Однажды в баре к Зорге подсел агент германской разведки Ивар Лиснер и невзначай бросил перед ним газету "Правда". Провокатор вежливо осведомится, действительно ли Зорге знает русский язык. Рихард, который уже успел "заложить за воротник" 15 порций виски, расхохотавшись, ответил, что "только идиот способен разобраться в этих закорючках".

Рихард Зорге. Фото: ИТАР-ТАСС

Лиснер явно о чем-то догадывался, но почему же он не дал хода своим подозрениям? Ведь достаточно было чуть-чуть копнуть. При этом Зорге работал под собственным именем - еще одна загадка. Доподлинно известно, что осенью 1940 года специально для проверки личности Зорге в Токио прибыл штандартенфюрер СС Йозеф Мейзенгер. И, как ни странно, ничего не заподозрил.

Было бы логично предположить, что Зорге давно раскрыли, а теперь он работает на немцев или на японцев. Кстати, именно этой версии и придерживались в НКВД. Тем более что у чекистов лежал допрос бывшего шефа ГРУ Яна Берзина, который сознался в сотрудничестве с германской разведкой, а также в том, что давно сдал Зорге немцам "со всеми потрохами".

Кстати, в секретном досье Рамзая есть документ, в котором объясняются причины недоверия Инсену (еще одно подпольное имя Зорге). По мнению чекистов, японцы или немцы не убили Инсена с той целью, чтобы отправить его в СССР для разведывательной работы.

После этого Центр резко сократил финансирование группы Рамзая. Отметим, что деятельность резидентуры Зорге обошлась советской разведке в 40 тысяч долларов – весьма символичную сумму. Они жили в основном на собственные доходы.

По мнению историка Андрея Фесюна, Зорге спасло то, что в его группе был радист Макс Клаузен, который был талантливым радиотехником, инженером и коммерсантом. Сначала они торговали велосипедами, правда, неудачно, а потом начали продавать копировальные аппараты, и это действительно дало колоссальный доход.

Однажды Рихард вышел из бара в нетрезвом состоянии, сел на мотоцикл и включил полную скорость. В кромешной темноте он не заметил дорожного ограждения и врезался в него. Самое ужасное, что в этот момент в кармане его пальто находились секретные документы, приготовленные для передачи в Центр.

Тогда чудом беда обошла Зорге: он успел позвать своего радиста и передать ему документы. Однако этот случай стал последней каплей: Рамзаю приказали возвращаться в Москву. Зорге отказался, и его группа практически полностью лишилась финансирования.
Историческая телеграмма
Между тем худшие опасения Зорге оправдались: Германия начала войну против СССР. Осенью 1941 года в районе Вязьмы советские войска попали в окружение. Эта человеческая мясорубка войдет в историю под названием "Вязьминский котел". Ее страшное значение в том, что она открыла дорогу на Москву.

Фото: ИТАР-ТАСС

Силам немецкой группы армий "Центр" удалось прорвать оборону советских войск и окружить западнее Вязьмы четыре армии в составе 37 дивизий, девяти танковых бригад и 30 артиллерийских полков. Безвозвратные потери Красной Армии превысили 380 тысяч человек, в плен попали более 600 тысяч.

Единственной надеждой было задержать немцев на Можайском направлении. Советское командование приняло экстренные меры по усилению 36-го укрепрайона, проходившего через Бородинское поле.

Но против элитной германской дивизии командование бросило плохо вооруженных ополченцев и курсантов военных училищ. Прорыв обороны на Можайском направлении поставил Москву в катастрофическое положение: немецкие войска настолько близко подошли к столице, что Комитет обороны принял решение об эвакуации города. 16 октября 1941 года в Москве началась паника.

Но самым страшным было то, что Япония могла нанести удар в любой момент, и поэтому осенью 1941 года на Дальнем Востоке была скована треть всех сил Красной Армии. Тогда военная разведка вспомнила о Зорге. А он все это время работал сутками, пытаясь совершить немыслимое: удержать Японию от нападения на СССР.

Через своего знакомого, приближенного к японскому руководству, Рамзай передал неверные сведения о численности советских войск на Дальнем Востоке, завышая их в разы. Вместе со своим товарищем он написал несколько докладов, пытаясь убедить японский кабинет министров, что завоевание Сибири будет невыгодно, и, в конце концов, ему это удалось.

6 сентября 1941 года руководство Страны Восходящего солнца решило использовать осень-зиму для захвата колониальных владений на юге, то есть против США и Великобритании. Это означало, что войну начнет флот и начнет ее против Соединенных Штатов. Значит, Советский союз, пусть временно, но все же в безопасности.

Зорге узнал об этом почти сразу, а значит, можно было безболезненно перебросить первоклассные дальневосточные войска Красной Армии на помощь Москве. В Центр сразу же ушла историческая радиограмма: "После 15 сентября 1941 года советский Дальний Восток можно считать гарантированным от нападения со стороны Японии".

Как раскрыли группу Рамзая
В те дни, когда решалась судьба Москвы, решалась и судьба Зорге. Он был арестован. Но как же была раскрыта деятельность группы Рамзая? Этот вопрос до сих пор остается тайной истории. Долгие годы большинство исследователей придерживались единственной версии: якобы в руки японской полиции по неосторожности попал один из участников группы Зорге японский художник Йотоку Мияги. Он-то и потянул всех за собой.

Но существует версия о том, что был и элемент предательства среди членов группы, которую ему удалось создать. Однако это лишь догадки, подлинные причины провала стали тайной японской контрразведки. В 1945 году эти секреты попали в руки американцев, но те тоже не спешат их обнародовать.

Оказавшись в токийской тюрьме, Зорге долго молчал, но через некоторое время он узнал, что арестованные участники его группы под пытками сознались во всем. Следователю удалось убедить разведчика, что его признание поможет облегчить участь его соратников. И Зорге сменил тактику: с этого момента он брал всю вину на себя.

У Рамзая появилась надежда: быть может, Токио предложит Москве обменять его с товарищами на кого-то из пленных японских генералов? Но Москва, казалось, забыла о Зорге, хотя благодаря его донесению к столице уже мчатся дальневосточные войска, которым суждено было изменить ход войны.

Будет ли спасен Рихард Зорге? На предложение Токио обменять разведчика Москва три раза ответила отказом. Лишь через два года после ареста, в декабре 1943-го, суд в Токио огласил приговор по делу Рамзая. Главных обвиняемых – Зорге и Одзаки – приговорили к смертной казни.

Кстати, знаменитые предсмертные слова Зорге о Красной Армии и Коминтерне оказались выдумкой пропаганды. В реальности он повернулся к служащим и охранникам и произнес: "Я благодарю вас за вашу доброту".

Так кто же такой Рихард Зорге? Идеалист, который противостоял целым армиям? Пытаясь перекроить мир по-своему, он закончил жизнь в одиночной камере. И все-таки Зорге выиграл свою личную войну, которую вел всю жизнь: он помог победить Гитлера, приблизил победу.