Форма поиска по сайту

Штаб на колесах и раритетный автобус: что посмотреть на параде городской техники

Садовое кольцо 11 сентября перекроют для парада городской техники. В нем примут участие как ретромашины, так и несущие службу сегодня.

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Колонна более чем из 650 машин стартует в 13:00 на Новинском бульваре, а после прохода свыше 130 авто составят выставочную экспозицию на улице Красная Пресня. M24.ru выбрало 10 самых интересных участников праздника.

Ретроавтомобили

АКЗ-1

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

АКЗ-1, или ЗИС-Аремкуз, выпускали на столичном авторемонтном заводе "Аремкуз" в 1947-1948 годах, когда город испытывал проблемы с нехваткой пассажирского транспорта. Кузов собирали из деревянных брусьев, обшивали сверху стальными листами и ставили на шасси грузовиков ЗИС-150, довоенных ЗиС-8 и "полуторки" ГАЗ-ММ.

В салоне 23 сидячих места, при мощности двигателя в 90 лошадиных сил автобус мог разогнаться до 65 км/ч.

Примечательно, что первая партия автобусов была готова летом 1947 года, как раз к 800-летнему юбилею столицы. Всего вышло около 80 машин, их почти не осталось – деревянные кузова начали гнить, и последний АКЗ-1 был снят с линий в 1953 году.

ЗИС-8

Фото: предоставлено организаторами

Довоенная машина, выпускалась с 1934 по 1936 годы и была первым советским автобусом на экспорт: покупателем стала Турция.

Всего в автобус могли вместиться 29 человек (так указано в спецификации), из них 22 могли сесть. Мотор объемом 5,55 литра и мощностью в 73 лошадиные силы позволял автобусу массой в 6,1 тонны разгоняться до 60 км/ч.

В 1936 году завод имени Сталина (ЗИС, ныне ЗИЛ) начали реконструировать, и производство пришлось прекратить. Однако выпуск автобусов позже наладили в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и Иркутске, причем машины часто получали немного другими – выпускали их не по чертежам, а лишь имея перед глазами образец.

Оригинальных ЗИС-8 не осталось: достоверно известно о трех автобусах, которые так или иначе можно отнести к ЗИС-8. Первый gостроен на базе грузовика ЗИС-5, снимался в "Место встречи изменить нельзя"; второй находится в Санкт-Петербурге, он был восстановлен на шасси ЗИС-8. Третий – в Москве, его-то и можно будет увидеть на параде. Справедливости ради стоит отметить, что он стоит на раме ЗИС-12, но внешне мало чем отличается от оригинала.

АЛ-17

Фото: wikimedia.org

В 1956-1957 годах в столице произошли знаковые перемены: начали массово возводить пятиэтажки, и в это же время пожарная охрана (уточнить название) поручила разработать 17-метровую автолестницу для спасения людей с верхних этажей.

Для этих целей подошел самый массовый и дешевый в Союзе грузовик – ГАЗ-51, причем конструкция лестницы позволяла почти ничего не менять в машине: АЛ-17 опиралась на шасси в районе заднего моста. Первые экземпляры выходили с ручным приводом лестницы, позже его заменили на гидравлику, которая автоматизировала выдвижение и поворот.

ГАЗ-51 с этой лестницей "засветился" в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России", где трое итальянцев на ходу выдвигают вперед лестницу и перебираются по ней на крышу едущих в впереди "Жигулей".

RAF-22038

Фото: предоставлено организаторами

Микроавтобус, который выезжал на оформление ДТП. В обычном патрулировании машина участия не принимала. Такие RAF были и передвижными криминалистическими лабораториями, и автомобилями для дежурных частей.

RAF выпускались на Рижской автобусной фабрике в 1976—1997 годах, микроавтобусы использовались в качестве автомобилей скорой помощи и маршрутных такси. В России их вытеснили "Газели", а в самой Латвии — подержанные микроавтобусы европейского производства. Сама фабрика перестала существовать.

АЦ на базе ЗиЛ-130

Самая известная пожарная машина на территории всех стран СНГ. Сделанная на базе не менее массового грузовика, цистерна могла доставить к месту пожара боевой расчет со снаряжением и тушить пламя с помощью пенообразователя.

ЗиЛ-130 с цистерной также использовался для ликвидации аварии в Чернобыле.

Новые автомобили

Мобильный ситуационно-аналитический центр МОЭСК

Фото: предоставлено организаторами

Для МОЭСК на базе КАМАЗ-43118 собрали "штаб на колесах" – мобильный центр, предназначенный для оперативного решения чрезвычайных ситуаций на энергетических объектах. Небольшой с виду грузовик на самом деле – конференц-зал на восемь человек, набор оборудования для видеоконференций, автоматизированные рабочие места с доступом ко всем информационным ресурсам "МОЭСК", антенная система VSAT для связи с любым абонентом на территории России и видеонаблюдение.

В октябре этого года штаб примет участие во всеобщих учениях вместе с МЧС, МВД, службами здравоохранения и прочими службами для отработки действий при внештатных ситуациях.

Маркировщик "Шмель 12А"

Машина-робот может наносить дорожную разметку быстросохнущими красками с использованием световозвращающих стеклошариков. Всю работу там делает аппаратура: по команде лазерного сканера система "Лис" включает и отключает покрасочные пистолеты, оператору остается просто следить за его работой.

Точность нанесения разметки – до 10 миллиметров, система наводит одну или две пары покрасочных пистолетов на старую разметку при скорости движения до 15 км/ч.

Передвижная насосная станция

Фото: предоставлено организаторами

Передвижная насосная станция с краном-манипулятором на базе КамАЗа используется для устранения аварий на гидротехнических сооружениях, водопроводных и канализационных сетях. Например, машину используют, если где-то прорвало трубу и надо убрать воду.

Станция оснащена краном-манипулятором, а ее насосы могут перекачивать жидкости на расстояние более 50 метров. Также машину используют при ликвидации возгораний: если рядом есть водоем, станция перекачивает воду к площади возгорания на протяженные расстояния. Так, при тушении пожаров в Подмосковье в 2010 году она обеспечивала перекачку воды на расстояние в 2 километра.

Автомобиль аварийно-технической службы МОЭК

Фото: предоставлено организаторами

"Техничка" МОЭК с электростанцией мощностью 64 кВт нужна для выполнения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на теплотрассах и центральных тепловых пунктах. В автомобиле есть бытовой отсек для бригады, шкаф-стеллаж для инструмента, электросварочные аппаратаы, оборудование для газовой сварки и откачки воды, вытяжной вентиляцией и локальным освещением.

Штабной автомобиль с манипулятором "Москоллектора"

Фото: предоставлено организаторами

Штабная машина на базе Hyundai нужна для проведения аварийно-восстановительных и грузоподъемных работ, а также для перевозки сотрудников. Автомобиль работает в составе аварийной бригады и обеспечивает работу на проезжих частях в дневное и ночное время суток.