Московское управление ФАС России за первое полугодие 2016 года выписало штрафов на 60 миллионов рублей, а также получило 7,5 тысячи жалоб на действия государственных заказчиков от бизнеса. О том, кто такие профессиональные предприниматели-жалобщики, как участников госзакупок уличить в картельном сговоре с помощью IP-адреса компьютера и почему к этической экспертизе рекламных слоганов Burger King были привлечены москвичи, в интервью m24.ru рассказал руководитель московского управления ФАС Армен Ханян.
– Армен Эдуардович, сколько жалоб к вам поступило за первое полугодие 2016 года?
– Из года в год количество жалоб, поступающих в московское УФАС, растет: предприниматели и граждане становятся активнее. Взять, к примеру, сферу госзакупок: за первую половину этого года мы получили 7,5 тысячи жалоб на действия государственных заказчиков, что на 40 процентов больше показателя аналогичного периода прошлого года. Этому есть два простых объяснения. С одной стороны, бизнес поверил в то, что, обратившись в контролирующие органы, можно добиться справедливости. С другой стороны, появилась категория так называемых профессиональных предпринимателей-жалобщиков, которые, подавая заявления, стараются вставлять заказчикам палки в колеса.
– Есть список таких жалобщиков?
– Такого списка у нас нет, равно как и необходимости его вести. Поясню. По закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) право пожаловаться на действия государственного заказчика при проведении закупки имеет любой гражданин. Профессиональными жалобщиками мы называем тех, кто в торгах не участвует, но часто пишет нам заявления с необоснованными претензиями, а порой, откровенно говоря, злоупотребляет этой возможностью. Однако мы не можем не реагировать на их обращения, хоть и понимаем, что они подаются с одной целью: не дать заказчику провести закупку.
– Сколько жалоб на государственные закупки Московское УФАС признало обоснованными?
– Из 7,5 тысячи поступивших к нам жалоб более половины обоснованные.
– На что чаще всего жалуются?
– На сегодняшний день около 60 процентов от общего числа выявленных нами нарушений в сфере госзаказа приходится на чрезмерную детализацию требований в закупочной документации. Например, заказчик требует, чтобы поставщики прописали точные сведения о химическом составе болтов и шурупов, которыми крепится задняя крышка светофора. Поставщик не может знать этого, ведь он не производит шурупы. В результате закупочная комиссия отклоняет заявку как несоответствующую требованиям документации, а к торгам допускает того, кто учел все нюансы, но при этом по цене не сдвинулся.
Чаще всего подобные излишние требования не отражают реальную потребность заказчика и устанавливаются с единственной целью – затруднить подготовку заявок и умышленно ограничить круг участников закупки. Московское УФАС активно борется с такой тенденцией. Совместно с правительством Москвы ведем работу по утверждению обязательных типовых требований к описанию объектов закупки, которые должны использовать столичные заказчики.
– Когда вы планируете разработать и предложить эти новые требования заказчикам?
– Эта работа ведется непрерывно на протяжении нескольких лет, и она будет продолжаться. На сегодняшний день утверждено порядка 60 типовых технических заданий, где указаны только объективно необходимые требования к товарам, используемым при выполнении работ или оказании услуг. Все сложные случаи мы пытаемся учесть и перенести в типовые формы документации, за рамки которых заказчик не может выходить.
– То есть казуистика в документации, создание заведомо невыполнимых условий для поставщиков – самое главное нарушение?
– Это основной недочет, который в большинстве случаев допускается не по незнанию, а специально. Это ограничивает конкуренцию и приводит к неправильному расходованию государственных средств.
– На какую сумму ведомство выписало штрафов за нарушение антимонопольного законодательства?
– За первое полугодие 2016 года в бюджет поступило порядка 60 миллионов рублей. Важно отметить, не так давно расширился список нарушений, по которым мы не сразу штрафуем компании, а сначала предоставляем им шанс исправиться – выдаем предупреждение. Сам по себе механизм выдачи предупреждений является эффективным и удобным для всех участников процесса. Нарушители стараются быстрее исправиться, чтобы не получить штраф, а заявители в короткий срок видят положительные изменения, не дожидаясь порой долгого процесса возбуждения и рассмотрения антимонопольного дела.
– Если компания не исполняет предупреждение, то какие последствия ее ждут?
– В таком случае мы возбуждаем дело, выносим решение, предписание и накладываем оборотный штраф от выручки нарушителя, если речь идет о естественных монополистах. Дело в том, что нам важно не оштрафовать монополиста, а заставить его действовать добросовестно. Мы стараемся сделать так, чтобы крупные компании, от которых зависит будет ли, допустим, электричество у того или иного предпринимателя, не затягивали сроки по подключению и не навязывали невыгодные условия. Предписывая монополисту устранить нарушения, мы обеспечиваем скорейший выход бизнеса сразу на два рынка – его профильный и на рынок потребления электроэнергии.
– Поступают ли к вам жалобы на завышение цен на услуги ЖКХ?
– Поступают и довольно часто. Причем жалуются в основном управляющие компании на ресурсоснабжающие организации. Такие как МОЭК, Мосэнергосбыт, Мосгаз и так далее. Так, например, МОЭК выставлял управляющим компаниям счета за потери тепловой энергии, которые возникали внутри многоквартирного дома из-за погрешностей приборов учета. Управляющие компании были вынуждены оплачивать издержки, что могло сказаться на последующих платежах потребителей (жильцов многоквартирных домов). Если говорить о жалобах от физических лиц, то вопрос завышения цен на услуги ЖКХ уже непосредственно управляющими компаниями контролирует Мосжилинспекция.
This browser does not support the video element.
– Сеть ресторанов Burger King в рекламных акциях использует неоднозначные по смыслу слоганы: "Смотри не обострись", "Налижемся!". УФАС проводило опрос среди москвичей, насколько слоганы правомерны. Что показал опрос? Спорную рекламу Burger King запретят в итоге?
– Опрос показал, две трети москвичей считают рекламу Burger King допустимой. Поскольку результаты подобных опросов играют основную роль при решении антимонопольным органов вопроса о возбуждении дела, в данном случае мы не видим оснований для дальнейшего разбирательства. Кроме того, данную рекламу мы также обсуждали на Экспертном совете при Московском УФАС России, и члены экспертного совета тоже не увидели нарушения, хотя и были мнения, что креатив на грани.
– Некоторые ритейлеры сейчас предлагают обменять карту лояльности конкурента на свою. Например, продавцы магазинов "Перекресток" предлагали обменять на карту своего конкурента – "Азбуки вкуса". Это нарушение правил конкуренции?
– Предложение покупателям обменять чужую дисконтную карту на свою фактически является предложением просто-напросто перестать посещать торговую сеть конкурента. Магазины таким образом не привлекают новых клиентов, а переманивают их, что, безусловно, недопустимо. К слову, за эти действия сеть магазинов "Перекресток" была оштрафована.
– Насколько распространены нарушения на запрет рекламы алкоголя?
– В целом, в СМИ наблюдается снижение количества нарушений закона "О рекламе". Хотя некоторые случаи, конечно, до сих пор встречаются. Буквально на днях мы признали компанию, владеющую интернет-изданием The Village, нарушившей закон путем размещения на своем сайте рекламы водки. Не раз торговые центры попадались на рекламе алкоголя, оправдывая размещение такой рекламы наличием в торговом центре точек, торгующих алкоголем. Но мы с такой аргументацией не согласны, ведь покупатели ходят в крупные торговые центры не только за алкоголем, а значит, и не стоит лишний раз акцентировать внимание.
This browser does not support the video element.
– В конце июня вы вынесли предписание войсковой части № 28188 за то, что она закупала кофе определенной марки. Выполнили ли они его? В чем опасность поставок в госучреждения продуктов определенной марки?
– Предписание войсковая часть выполнила. У них было две закупки, в документацию об одной они внесли изменения, а от второй закупки отказались. Нарушение войсковой частью закона выразилось в том, что заказчик установил такие требования к закупаемому кофе, которым мог соответствовать только товар определенной марки. В итоге поставщики были поставлены в неравные условия, поскольку одному из них (обладающему требуемым кофе) были умышленно созданы преференции. Это запрещено законом.
– В Москве полным ходом идут работы по благоустройству. Вы контролируете закупки в этой области?
– Стоимость контрактов по благоустройству в Москве, как правило, превышает миллиард рублей, а такие закупки контролируются центральным аппаратом ФАС России.
This browser does not support the video element.
– УФАС достаточно часто заявляет о раскрытии картельных сговоров. Сколько всего удалось раскрыть?
– Картельный сговор – одна из главных проблем сегодняшнего дня, бич времени. Сговорившись, несколько компаний удерживают цены на торгах и никому не дают входить на рынок. В результате стоимость лота фактически не уменьшается, заключение контракта происходит по цене с наименьшим снижением, что ведет к искусственному росту цен. Иными словами, государство и его учреждения платят в разы больше за услуги, которые, возможно, уступают по качеству услугам добросовестных организаций.
В этом году мы раскрыли 23 картельных сговора, а всего с 2013 года – 124. В большинстве случаев такие дела возбуждаются нами инициативно после получения от электронных торговых площадок информации об IP-адресах, с которых участниками закупки подавались заявки и ценовые предложения. Если документы поданы с одного IP-адреса, а содержание файлов заявок идентично, то это явный признак сговора.
В этом направлении есть одна серьезная проблема. Штрафы за участие в сговоре накладываются на юридических лиц, то есть на компании, а не на их руководителей. В итоге недобросовестные бизнесмены закрывают одну компанию, создают другую, и ситуация повторяется. У нас есть планы изменить формат – выявлять и наказывать именно должностных лиц.
– Есть ли планы сформировать реестр физических и юридических лиц, причастных к картельному сговору, и выкладывать его в открытый доступ?
– Список таких физических лиц мы уже ведем для внутреннего пользования, однако публиковать его нельзя, потому что это персональные данные. Между тем, в планах сделать такой реестр (как по юридическим, так и по физическим лицам) открытым. Правда, необходимо эту идею более глубоко проработать, проанализировать, насколько реестр будет нужен гражданам.
– Какой наиболее яркий случай картельного сговора вы раскрыли за последнее время?
– За последнее время мы раскрыли несколько громких картельных сговоров, которые касались закупок на поставку дорогостоящего медицинского оборудования. К примеру, совсем недавно выявлен сговор сразу на 34 таких аукционах, которые проводили Российский кардиологический научно-производственный корпус, Первый МГМУ имени Сеченова и Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко. Общая начальная (максимальная) цена контрактов превышала 89,6 миллионов рублей. Три компании сговорились и удерживали цены на торгах, в результате чего совокупная стоимость контрактов не снизилась даже на 1 миллион рублей.
– Многим регулярно приходит SMS-спам. Это нарушение закона о рекламе?
– Конечно. Две трети наших дел, касающихся нарушений закона о рекламе, как раз связаны с незаконными SMS-рассылками абонентам без их согласия. Около трети наложенных в сфере законодательства о рекламе штрафов приходится на штрафы за SMS-спам. Стоит сказать, часто в расследование показывает: граждане сами дали согласие на получение такой рекламы, например, указав свой номер телефона при получении дисконтной карты. Однако даже при таких обстоятельствах каждый имеет возможность отказаться от любой рассылки, просто обратившись к оператору связи. Если же эта мера не работает, всегда можно пожаловаться в антимонопольный орган.