Законопроект, запрещающий скидки на алкогольную продукцию, а также бесплатную раздачу спиртного, был внесен в пятницу в нижнюю палату Федерального собрания Российской Федерации. По мнению авторов инициативы, основной проблемой алкоголизации населения является доступность цен на спиртное. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев в разговоре с m24.ru заявил, что законопроект выглядит, как попытка уйти от рыночной экономики. Глава центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что инициатива больше похожа на пиар-кампанию.
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
По словам Ломакина-Румянцева, скидки – это не всегда рекламное действие. С их помощью предприятие планирует новую закупку, желает перепрофилировать магазин или прекратить бизнес – это единственный способ быстро распродать свой товар.
"Законопроект выглядит, как желание перейти от рыночной экономики к какой-то другой, где уже не владелец товара назначает его цену, а он вынужден, раз назначив его цену, вне зависимости о того, что происходит, продавать ее по этой цене", – пояснил представитель АКОРТ.
Он отметил, что люди часто покупают определенный товар не из-за того, что сейчас акция, а исходя из уровня цен. Если скидки запретят – продавцы все равно найдут выход из положения.
"Что означает запрет скидок? Если продавец с самого начала поставил (цену), например, 200 рублей за бутылку – это скидка, если та же самая водка в соседнем магазине продается за 270 рублей? Торговля в любом случае найдет выход из положения", – продолжил Ломакин-Румянцев. Тем более, в России уже существует минимальная розничная цена, которая не позволяет крепкому алкоголю стоить слишком дешево.
Эксперт m24.ru на рынке розничной торговли выразил опасение, что запрет акций и скидок может привести к массовому переходу на нелегальный, суррогатный алкоголь. По его словам, в розничных сетях, в среднем, порядка трети алкоголя на прилавках находится на промо-акции.
"Ограничение алкоголя в промо негативно скажется на уровне знания населения о легальных точках продаж и о доступности сертифицированного качественного алкоголя. С учетом историй о массовых отравлениях суррогатами это может иметь отрицательный эффект, прежде всего для регионов, в которых эти ситуации являются опасной и где ритейл работает на повышение уровня знания населения через промо. Кроме того, цена в промо никогда не может быть ниже минимальной розничной цены", – уверен он.
Глава центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз сказал m24.ru, что законопроект вряд ли рассмотрят, так как он никак не решает заявленную проблему алкоголизации населения.
"Абсолютный, на сто процентов пиар-законопроект. Уверен, что его даже не будут рассматривать: в основе законопроекта лежит борьба с алкоголизацией, скидки к этому не имеют никакого отношения. Естественно, продукт со скидкой привлекает внимание и вызывает дополнительное стремление купить его. Но это происходит на фоне других продуктов, то есть это не рост потребления, не стимул к дополнительному потреблению продукта – это конкурентная борьба между торговыми марками", – пояснил эксперт.
This browser does not support the video element.
По словам Дробиза, продукт со скидкой покупают не больше, его просто предпочитают другим маркам, продающим аналогичный товар. Тем более, в случае запрета, продавцы просто изменят ценник, не называя это акцией.
"В этом месяце товар пришел по более высокой цене, в следующем – по более низкой, почему? Изменились накладные расходы", – предположил он. При этом, собеседник m24.ru отметил, что в случае запрета на скидки, покупатели вряд ли переключатся на нелегальный алкоголь. "Это разные ниши", - пояснил Дробиз.