Гарри Бардин. Фото: ИТАР-ТАСС
В московской библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова прошла встреча с известным российским мультипликатором Гарри Бардиным. Его работы: "Летучий корабль", "Конфликт", "Брэк", "Тяп-ляп, маляры", "Брак" – стали классикой отечественной анимации. Неуемная фантазия мастера подарила зрителям картины, выполненные в различных причудливых техниках. Главными героями Бардина становились спички из коробка, пластилиновые и проволочные человечки, веревки.
В течение всего творческого вечера Гарри Яковлевич показывал публике свои мультфильмы, открывал секреты анимационного искусства, а также делился забавными случаями из жизни. Мэтр анимации также ответил на вопросы портала М24.ru.
- Гарри Яковлевич, в чем отличие советской и современной анимации?
- Нам говорили, что рынок все расставит по своим местам. Но он ничего не расставил, вторгся в нашу область искусства и погулял, как слон в посудной лавке. Потому что сегодня рынок предпочитает полнометражное кино. Это выгодно для прокатчиков и продюсеров, которые ищут и находят деньги. А достоинство мультипликации в ее краткости, в ее коротком метафорическом изложении. Сегодня это не востребовано. Работы энтузиастов-доброхотов в основном идут на фестивали. Для зрителя просмотр закрыт. Потому что фильмы, которые делаются для фестиваля, не показываются по телевидению. А другого способа обнаружить их невозможно.
Фото: bardin.ru
- Зачем же нужны такие фестивали, если представленные на них работы не доступны широкому кругу зрителей?- Какой-то зритель их все же видит. Не только профессионалы-аниматоры, но и любители. Только положение аховое, потому что когда-то в советские времена были кинотеатры специализированные и программы, которые создавались из коротких фильмов: армянской, эстонской, чешской мультипликации. Сейчас этого нет и все подвластно наживе.
- Вы следите за работой молодых современных мультипликаторов? Можете назвать то, что вас впечатлило в последние годы?
- Такие мастера есть, но они не делают погоду. Ее делает средний уровень, который в советские годы был выше сегодняшнего. Средний уровень определяет состояние отрасли. Есть и пики. Сегодня это Александр Петров – его фильм "Моя любовь" по повести Шмелева я считаю шедевром. Замечательны работы Константина Бронзита, Ивана Максимова. Но это все уже не молодое поколение. Хотя и Иван Максимов, и Саша Петров – мои ученики, состоявшиеся в мировом пространстве режиссеры. Кто им идет на смену? Бог весть. Не знаю.
- Плохая тенденция.- Плохая еще и потому, что мы не удерживаем ту планку советской мультипликации, которая была задана нашими предшественниками: режиссерами Иваном Петровичем Ивановом-Вано, Федором Савельевичем Хитруком, Львом Константиновичем Атамановым, Романом Качановым. Сегодня нужна государственная поддержка и специальная академия. Необходимо все поставить не на коммерческую основу, а на просветительскую. Как заботу о Пушкинском музее, Третьяковке. Анимация – это искусство и от рынка оно лучше не станет.
Фото: bardin.ru
- Вы по образованию актер. Работали в театре имени Гоголя, в кино. Не хотелось снова вернуться на сцену или в кадр?- Нет. Я компенсировал выход на сцену тем, что играю за всех мультипликационных персонажей. И могу с полной ответственностью отметить "Мадам Бовари – это я", как в свое время сказал Флобер. Мне даже хобби не нужно, я весь погружаюсь в профессию.
- Над чем сейчас работаете?- Снимаю фильм, который называется "Три мелодии". Это три разных истории – притчи. Уже снял первую и половину второй.
- Когда мы это увидим?- Вопрос – где? В прокат берут только полные метры.
- Часть средств на "Гадкого утенка" вам выделило Министерство культуры. Остальные деньги вы вынуждены были искать самостоятельно. Каким образом?- Мне часто говорят: "Да тебе любой даст. Это не проблема. У тебя имя". Так вот – это проблема. Я стучался во многие двери и сочувствия не находил. На последнем этапе продал права фильма "Союзвидео", получил от них деньги и закончил картину. В итоге я с проката ничего не имел и с "Союзвидео", потому что они еще не покрыли эту сумму.
Подготовила Алла Панасенко