Форма поиска по сайту

Создатели анимационной студии Toonbox: "Мультфильмы делают для мам"

Фото: toonbox.ru

10 июня день рождения отметила студия Союзмультфильм. M24.ru выясняет, какие мультбренды пользуются спросом у детей и как мамы могут разорить частную анимационную студию.

На вопросы отвечают генеральный директор Toonbox Павел Мунтян и креативный продюсер студии Владимир Пономарев.

Павел Мунтян. Фото: ИТАР-ТАСС

- Что для вас Союзмультфильм?

Для меня существует две студии Союзмультфильм и они связаны между собой только названием. Первая – времен моего детства, создавшая замечательные мультфильмы. Вторая – сегодняшняя, пользующаяся именем былых времен, но не имеющая к ним никакого отношения, не выпускающая никаких новых популярных брендов.

В советское время на студии Союзмультфильм был создан ряд классных брендов: "Простоквашино", "Ну, погоди!", "Приключения Винни-Пуха" и так далее. Но если учесть общий объем анимации того периода, то эти шикарные бренды не составят и пяти процентов.

Без Союзмультфильма, на чьих творениях мы учились воспринимать хорошую анимацию, не было бы и нашей студии.

- Можно ли говорить, что будущее анимации за небольшими мобильными студиями?

- Возможно, что да. Но открывать свою студию мы не советуем. Это абсолютно не выгодно финансово. Если вы, конечно, не хотите "пилить деньги". Если бы у нас была поддержка малого предпринимательства, льготы для компаний, которые занимаются нематериальными активами, лобби на телевидении, то тогда было бы что обсуждать. А когда ты находишься в равных рыночных условиях с компанией, которая, например, занимается продажей мобильных телефонов, ты понимаешь, что это не совсем честная игра.

Фото: toonbox.ru

Производство анимации – очень дорогая история. За шесть лет существования студии мы суммарно сделали девять часов контента. Мы попали в десятку одних из наиболее производительных студий. Не скроем, есть компании, которые делают гораздо больше. "Аэроплан" почти закончили пакет из 104 серий по 6,5 минут, это 10 часов контента за 4 года! "Мельница" вообще делает анимации больше всех в стране.

- Что еще мешает развитию индустрии анимации?

- Если несколько лет назад лицензионный рынок был готов к тому, чтобы работать с анимацией, то сейчас на различных рынках лицензионные продажи фактически встают. То есть компании, которые производят продукцию по лицензии, опасаются тратить свои финансовые ресурсы (а лицензирование — это долгая игра, то есть замороженные на полгода-год средства). Это негативно сказывается на коммерческой составляющей анимации. И еще. Если во всем мире телевидение платит за анимационный контент, то в России все обстоит иначе: бродкастеры (телеканалы) объявляют ценник производителям мультфильмов за право попасть в эфир.

- И как вам удается держаться а плаву? Вы получаете субсидии от государства или поддержку от частных инвесторов?

- Есть и то, и то. Но одно дело привлечь деньги, другое – продать продукт и сделать его экономически эффективным. Если вы планируете создать анимацию со штатом сотрудников и по-честному платить налоги, то можно не заниматься анимацией, — выжить невозможно.

Несмотря на субсидии, наша студия еле сводит концы с концами. До тех пор, пока в России анимация не превратится в полноценную индустрию, привлечь частные инвестиции будет нереально тяжело. Инвесторы не рассматривают нематериальные активы, как потенциальные активы, им понятны только недвижимость, оборудование, транспорт.

Субсидирование же постоянно урезается и составляет смешные суммы. В прошлом году на анимацию было выделено 12 миллионов долларов. Эти деньги полагались, если не ошибаюсь, 21 полному метру и 63 сериалам.

Фото: toonbox.ru

При этом субсидии не выдаются на аренду и закупку оборудования. Они должны идти на выплату зарплаты сотрудникам, занятым в художественной деятельности.

Даже у самого крутого лицензионного бренда, который сейчас есть в России – "Маша и Медведь", обороты значительно сократились. Что уж говорить об остальных.

- Какие анимационные бренды сегодня пользуются большей популярностью и почему?

- Первое место, почти на всех мировых рынках, у Человека-паука. Лучше этого бренда в анимации нет вообще ничего. Это стопроцентное попадание. Бренд рассчитан на широкую детскую аудиторию – мальчиков от 6 до 12 лет. Герой выделяется на полках, он не просто ярко выглядит, он шикарен по пластике, по анатомии, по цветовому решению, по концепции самой истории. Среди российских лидеров – это, конечно, "Маша и Медведь". Следом идут "Лунтик" и "Фиксики". Наш сериал "Куми-Куми" также пользуется успехом у зрителей.

Владимир Пономарев. Фото: toonbox.ru

А вообще, в России анимационных персонажей для своих детей выбирают мамы. Именно они включают детям мультфильмы и покупают игрушки. Если бренд нравится мамам, то все хорошо. Если мамам не нравится, пиши пропало. Во всем мире Спанч-Боб мегауспешный бренд, а у нас он не идет, потому что мамы против.

- Поэтому перед запуском нового продукта вы изучаете потребности мам?

- Раньше все делали по наитию, за исключением нашего нового сериала "Котики, вперед!" В этом случае мы изучали, какой формат нужен рынку, как российскому, так и международному, во всех деталях. Серьезная проблема "Куми-Куми" — он не нравится мамам, при том, что любим детьми и папами. А "Котики, вперед!" — это сериал для мам и детей, который направлен на решение детских проблем.

Кадр из "Куми-Куми". Фото: toonbox.ru

- Что именно мамам не понравилось в "Куми-Куми"?

- Слишком быстро, ярко, выглядит "по-иностранному". Это развлекательный, а не морализаторский мультфильм. А у нас мамы любят, чтобы мультики несли мораль. Но мы его и планировали как entertainment.

- Какие формы анимации сегодня наиболее живучи?

- Сериалы. Сейчас все ввязались в полные метры, потому что с Фондом кино работать проще, чем с Министерством культуры. А значит, и субсидии получать проще. Фонд кино теперь дает субсидии только на полные метры. Но если мы хотим развить анимационную индустрию, то нужно делать упор на сериалы.

- А как себя чувствует авторская анимация?

- Авторская, фестивальная и студенческая анимации – это все некоммерческие направления. Мы считаем, что их нужно поддерживать. Если не поддерживать студенческую анимацию, тогда специалистов вообще не будет. Фестивальное кино нужно для представления российской культуры на международных фестивалях, ориентированных на некоммерческое кино. А вот авторское кино, мы считаем, поддерживать не следует. Если кино авторское, вот пусть автор его и делает за свой счет, а не за счет налогоплательщиков.

- Почему вы против авторского кино?

- Возьмите авторское кино любых годов. Его очень сложно оценить. И что-то с ним сделать тоже сложно. Исключение из правил – это "Ежик в тумане". Но Норштейн — это наше все, поэтому ему простительно.

Фото: toonbox.ru

Из всего того, что делают аниматоры для самовыражения, к искусству можно приравнять лишь один процент. Норштейн и Петров – это люди, которых, как мы считаем, должно поддерживать государство, потому что они через авторский взгляд формируют наше художественное наследие.

- Что вы посоветуете тем, кто хочет создавать анимацию, не имея профессионального образования?

- Я в анимацию пришел в уже зрелом возрасте, мне было 30 лет. Володе, с которым мы создали студию, на тот момент был 31 год. Мы не профессиональные аниматоры. Володя по образованию военный. Я, как ни парадоксально, профессиональный бюрократ (закончил Международный Университет при правительстве Москвы).

Но если говорить об обучении анимации, то учиться негде. У нас почти нет заведений, где учат анимации. Одна из самых лучших – это школа Саши Дорогова.

Но самое главное — это желание. Мы любим приводить для примера эксперимент 1980-х годов, в ходе которого пытались выяснить, что общего между всеми олимпийскими чемпионами. Оказалось, что ничего. Вообще ничего, кроме 10.000 часов тренировок.

Алла Панасенко