Форма поиска по сайту

Живописный мост признали мировым шедевром

Впервые за 56 лет существования престижной премии Огюста Перре ее обладателем стал российский архитектор Николай Шумаков. Самый известный и заметный проект президента Союза архитекторов России и главного архитектора института "Метрогипротранс" – проект Живописного моста через Москву-реку. Также он автор интерьеров более чем 30 станций Московского метро. Свою награду Шумаков получит на торжественной церемонии, которая пройдет в Сеуле 6 сентября.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо



Живописный мост

Одним из главных проектов Николая Шумакова на сегодняшний день остается Живописный мост, построенный в Серебряном бору через Москву-реку. Он был открыт в декабре 2007 года, и до сих пор считается самым красивым в Москве: его изящные красные вантовые конструкции, перекинутые с одного берега на другой, действительно "живописно" парят в воздухе. Именно это инженерное и планировочное решение сделало мост одним из фаворитов среди конкурсных проектов и принесло автору победу. Общая протяженность моста составляет почти полтора километра, а высота в центральной точке достигает 100, что, на самом деле, довольно много для такого рода конструкций, потому что их буквально "сдувает" ветром. Для того, чтобы сохранить устойчивость и не обрушиться, мост имеет возможность раскачиваться как качели, отклоняясь при этом от вертикальной оси на несколько десятков сантиметров.

Одним из самых спорных моментов в истории моста стала идея открыть ресторан в подвесной конструкции. Изначально, по замыслу архитектора, здесь предусматривалась лишь смотровая площадка, однако инвесторы решили, что сделать здесь видовой ресторан будет намного прибыльнее. Это было абсолютно в духе позднелужсковского времени. "Когда Лужков презентовал проект Путину, он показал на подвешенное "яйцо" и сказал: а здесь будет кафешка", – рассказывает Николай Шумаков. К проекту привлекли ресторатора Аркадия Новикова, а открытие было запланировано на конец 2009 года. Однако, после ухода Лужкова и в связи с нехваткой средств проект заморозили, а в 2011 году от него отказались вовсе, что вполне логично, учитывая тот факт, что конструкция моста не предполагала устройство канализации, а открыть без нее ресторан просто невозможно.

После этого появилась идея открыть на мосту ЗАГС, при этом, чтобы один зал располагался на правом берегу моста у подножия опор, а второй – в "яйце", под пролетами арок. "Изначально действительно планировалась только смотровая площадка, но после высказывания Лужкова про ресторан, пришлось делать перерасчет и укреплять все конструкции. Когда от этого проекта отказались, то решили открыть тут ЗАГС, и, наверное, он заработает уже в следующем году", – говорит Шумаков. – "Проблема заключается в том, что Ростехнадзор не согласовал те лифты, которые были установлены, и теперь разработкой новых конструкций занимается французская фирма. Думаю, через год, все будет готово".

Московский метрополитен

В качестве главного архитектора института "Метрогипротранс" Николай Шумаков не только отвечает за строительство всех станций Московского метро, но и самостоятельно их проектирует. Начиная с 1990-х, он реализовал проекты таких станций как "Красногвардейская", "Коньково", "Теплый стан", "Битцевский парк", "Савеловская", "Крылатское", "Крестьянская застава" и многих других. Его же комплекс станции "Парк Победы" с двумя вестибюлями на сегодняшний день остается самым глубоким, а "Воробьевы горы" – самым протяженным, учитывая тот факт, что сама станции расположена на нижнем уровне моста через реку. Сегодня Шумаков курирует строительство новых станций Калининской линии, которая в итоге должна соединить Новогиреево и Мичуринский проспект. Под его руководством ведутся работы на "Волхонке", "Плющихе", "Дорогомиловской".

Московская монорельсовая транспортная система

Московский монорельс проработал чуть более десяти лет, пока не превратился в туристический аттракцион. Шумаков был ответственным за весь проект ММТС, а также за строительство станций "Тимирязевская", "Телецентр", "Улица Академика Королева", "ВВЦ" и "Улица Сергея Эйзенштейна".

До открытия Московского центрального кольца монорельс был по сути самым быстрым способом добраться до Останкинской телебашни. Теперь же он утратил свою функциональность, а поезда ходят раз в полчаса. Монорельс постоянно подвергался критике за невысокую скорость и небольшую вместимость поездов. Более того, строительство и эксплуатация дороги не окупались тем количеством пассажиров, которое пользовалось этим видом транспорта. В мае 2017 года было решено демонтировать дорогу, так что и в качестве аттракциона монорельс проработает недолго: работы начнутся уже в 2018 году.

Терминал А аэропорта "Внуково"

Терминал А аэропорта "Внуково", построенный по проекту Шумакова, стал крупнейшим в России и вошел в проект нового большого комплекса "Внуково-1", который вывел аэропорт на международный уровень. На сегодняшний день "Внуково" занимает третье место в России по количеству пассажиров после "Шереметьево" и "Домодедово". Несмотря на то, что терминал был открыт в 2010 году, он во многом опередил свое время и соответствует самым современным мировых техническим требованиям. Например, здесь есть специальный выход для обслуживания крупнейших пассажирских воздушных судов Airbus A380. Разумеется, здесь предусмотрены все условия для комфорта пассажиров, начиная от продуманной до мельчайших деталей логистики и заканчивая магазинами, кафе и детскими комнатами.

Еврейский музей и центр толерантности

Когда-то в здании Еврейского музея и центра толерантности располагался автобусный гараж, спроектированный спроектированный двумя новаторами русского авангарда – Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым. Потом, в 2001 году власти Москвы передали Бахметьевский гараж Еврейской общине, но до 2012 здесь был открыт Музей современного искусства "Гараж", который теперь переехал в парк Горького. Здесь же, в историческом здании открылся Еврейский музей, внутреннее пространство которого было разработано при непосредственном участии Шумакова.

Фото:ТАСС/Сергей Фадеичев

Центр современного искусства на Воробьевых горах

Одним из нереализованных проектов архитектора остается Центр современного искусства на Воробьевых горах. Планировалось устроить его в верхнем уровне конструкции метромоста, построенного по проекту того же Шумакова. Однако, на данный момент "Центр" остается в статусе разработки, и неизвестно, будет ли когда-то построен. Станция "Воробьевы горы" имеет несколько особенностей: так как она опирается на противоположенные берега реки, ее равновесие опасно нарушать дополнительной нагрузкой. Геологи утверждают, что высокий берег реки до сих пор продолжает "сползать" под весом здания МГУ, поэтому надстраивать с этой стороны еще одно здание может быть по-настоящему опасно.

Проект Центра современного искусства на Воробьёвых горах. Иллюстрация: "Метрогипротранс"