Форма поиска по сайту

Из Голландии с любовью: автор проекта Тверской о благоустройстве столицы

Фото: Leo den Ouden

В столице полным ходом идут работы по программе "Моя улица", в рамках которой благоустроят территории во всех районах города. Тверская улица находится в самом сердце Москвы и входит в число мест, которые нужно реконструировать в первую очередь.

Зачем улице гранитная кладка и как много в звуке "Москва" для сердца иностранного слилось, читайте в интервью m24.ru с автором проекта реконструкции Тверской, известным нидерландским архитектором Адрианом Гезе.

Ожидается, что обновленная Тверская вернет свой исторический облик, задышит зеленью и станет более комфортной для пешеходов. Концепцию преобразования столичных улиц разработало КБ "Стрелка" и еще 17 отечественных и зарубежных архитектурных бюро, в том числе West 8, основателем которого является наш собеседник.

– Говорят, деревья и широкие тротуары помогут вернуть Тверской и Садовому кольцу традиционный облик. У многих это связано с какими-то ностальгическими ожиданиями. Скажите, как такая концепция пришла в голову вам – иностранцу? Вас кто-то вдохновил?

– Я бы не стал называть это именно традиционным обликом, скорее – это тот облик, который является наиболее характерным для Москвы. За последние 50–60 лет Тверская практически превратилась в автомагистраль, где нет полноценных тротуаров и прогулочных зон, поэтому мы решили расширить эти тротуары и высадить деревья.

Фото: архитектурное бюро "План Б"

– А почему вы не можете назвать такое перевоплощение традиционным?

– Дело в том, что образ Москвы уже сформировался: он есть и принадлежит этому городу. В этой связи я не могу сказать, что облик, который мы стремимся воссоздать – традиционный или, наоборот, шагает в ногу с веяниями моды. Мы делаем все возможное, чтобы новые мостовые были долговечными и смогли преодолеть капризы времени. Подобной логикой я руководствовался и при выборе материала: гранитная кладка больше всего соответствует стандарту и духу этого города. Вообще, из гранита в России соорудили очень многое.

This browser does not support the video element.

– Идея с гранитом была вашей?

– Да, это была моя идея: сделать кладку из серого гранита, привезенного из Санкт-Петербурга. Выбор материала не был случайным – гранит отлично подходит Москве.

– Вы сказали, что одна из приоритетных задач проекта – сделать улицы долговечными. Что может этому поспособствовать помимо гранитной кладки?

– Здесь очень важно правильно подобрать деревья, которые бы справлялись с суровым русским климатом. В этой связи мы разработали такую систему, которая защитит их корни от реагентов и загрязненной воды.

– Какие особые пожелания существуют относительно деревьев?

– Мы много рассуждали о том, что некоторым людям нравятся деревья, выстриженные по форме "коробочек", как, например, на Елисейских Полях в Париже. Тверская же имеет другую архитектурную историю, поэтому мы решили, что улице больше подойдут липовые аллеи, которые украшали город еще вначале прошлого века.

Фото: архитектурное бюро "План Б"



– В этом контексте вы можете сравнить московскую архитектуру с парижской? Или архитектурой других европейских столиц?

– Нет

– А почему?

– Потому что Москва – это Москва. (улыбается)

– Как выглядит Москва в глазами иностранца?

– Москва сочетает в себе бешеный жизненный ритм, постоянное движение, поэзию, нежность и красоту архитектурных дизайнов. В глазах иностранцев российская столица – город очень привлекательный, романтичный и гостеприимный. Орнаменты и детали на постройках Тверской все это великолепие передают. Более того, эта улица очень важна для людей. Помимо этого, в Москве есть много красивых площадей: Тверская, Маяковская, Пушкинская, Горьковская и так далее. Там периодически проходят различные мероприятия, ярмарки и фестивали. Тем не менее, я считаю Тверскую улицу уникальной и думаю, что эта мысль живет в сердцах людей.

– Есть москвичи, которые критикуют переустройство Тверской. Как вы относитесь к такой критике?

– Конечно, вокруг строительства Тверской улицы постоянно крутятся разгоряченные споры, в частности, люди жалуются на то, что все перерыли и по дороге очень трудно проехать. Но вы же понимаете, что строительство улицы еще не завершено, деревья пока не посадили и все, что нужно сделать – это просто подождать, когда закончатся работы. Естественно, мы приложим все усилия, чтобы обеспечить комфорт как пешеходам, так и автомобилистам. После реконструкции многое изменится: тротуары, магазины и загруженность улиц. К тому же, я был в Москве много раз и видел, как люди просто сидят в проходах и улыбаются. Думаю, им это нравится.

This browser does not support the video element.

– Многие архитекторы считают, что существует большая пропасть между изначальным замыслом и финальным результатом.

– Ну да, в России так всегда. (улыбается)

– А ваши коллеги информируют вас об изменениях, которые происходят во время рабочего процесса и могут повлиять на конечную картину?

– Да, конечно, меня информируют. Я знаком с Россией на протяжении очень долгого времени. Первый раз я приехал сюда в 1985 году, после чего ездил в Москву и Санкт-Петербург каждый год. Россия обладает своей спецификой и сложностями. В первую очередь, это очень большая страна. Сейчас строительство идет бурными темпами, и правительственная цель – быстрее завершить работу над тем или иным проектом очень важна. Улицы строятся из уральского камня – это очень по-русски. Однако проблема с поставкой камней существует.

– И все же, общая концепция переустройства Тверской была вашей идеей или требованиями города?

– Это значительная часть кампании мэра, направленная на то, чтобы сделать Тверскую более привлекательной для пешеходов. Как вы знаете, улица была очень суетливой: люди бегали по магазинам, на работу, но по ней никто не гулял. Расширение тротуаров должно помочь разгрузить трафик и предоставить больше возможностей для пешеходов и велосипедистов. Вот почему высадка деревьев играет большую роль: они подчеркивают сезонную красоту города, придают ему форму, очищают воздух и просто заставляют улицы улыбаться. А мы, в свою очередь, сделаем все возможное, чтобы превратить Тверскую улицу в по-настоящему московский бульвар.

Маргарита Маслова