Хрустальный дворец в Лондоне.
История Всемирных выставок началась в 1851 году в Лондоне. Для проведения выставки был возведен Хрустальный дворец, полностью сгоревший в 1936 году, — гигантское здание из стекла и стали. Это была революция в строительстве: вместо каменной или кирпичной кладки - монтаж металлоконструкций. Хрустальный дворец повлиял не только на развитие архитектуры выставочных павильонов, но и на формирование совершенно нового типа зданий — универмагов и торговых пассажей со свободной планировкой и верхним светом.Дворец индустрии в Париже.
Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно в разных частях света. За эти годы было проведено более 60 универсальных выставок на разных континентах. К мероприятию специально создают национальные павильоны, памятные объекты: парадный вход, фонтаны, скульптурные композиции. Некоторые из них стали символами городов, входят в туристические справочники и обязательны для посещения.Эйфелева башня во время Всемирной выставки 1889 года.
Эйфелева башня - 300-метровая конструкция, сооруженная как временная к выставке 1889 года конструктором Густавом Эйфелем, - создавалась в качестве входной арки на экспозицию. Уже в процессе ее возведения (строили башню больше двух лет) выяснилось, что у парижан к ней противоречивое отношение. У одних башня вызывала бурный интерес, другие (особенно творческая интеллигенция) были настроены очень критично, утверждая, что она уродует облик Парижа. Например, писатель Ги де Мопассан, регулярно обедавший в ресторане на первом уровне башни, на вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, отвечал: "Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно".Дворец Шайо.
От парижской выставки 1937 года остались Дворец Шайо и Дворец Токио. Дворец Шайо был построен на площади Трокадеро Полем Риве на месте нелюбимого парижанами дворца Трокадеро, построенного к выставке 1878 года. Здание выполнено в стиле ар-деко и представляет собой два огромных павильона, расходящихся дугами в обе стороны. Между павильонами находится площадка, с которой открывается наилучший вид на Эйфелеву башню. Осюда начинается садово-парковый комплекс Трокадеро с лестницами и самыми большими фонтанами Парижа. Сегодня во дворце Шайо располагаются Музей человечества, Национальный морской музей, Музей памятников Франции и аквариум CineAqua (на месте каменоломен в подвале музея). Также Дворец Шайо стал съемочной площадкой и местом действия многих фильмов, таких как "Сико" (2007), "28 недель спустя" (2007), "Час пик 3" (2007), "Французский поцелуй" (1995), "Четыреста ударов" (1959) и др.Дворец Токио.
Дворец Токио, имеющий много общего с античным храмом и украшенный рельефами, не имеет к Японии никакого отношения, а название произошло от имени улицы, на которой он находится. Нью-Йорк авеню, на которой построено здание, с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. Поскольку Дворец Токио был возведен к Всемирной выставке искусств и технологий, то в рамках события французы планировали открыть в нем Парижский музей современного искусства и закупили для него огромное количество произведений искусства. Однако в итоге уже подготовленная коллекция была передана в Пти-Пале. К идее создания во дворце музея вернулись только в 50-е годы, когда в Пти-Пале стало слишком тесно. Сегодня в Парижском музее современного искусства насчитывается около восьми тысяч экспонатов, представляющих основные течения искусства прошлого века.Павильон США "Биосфера". Фото: Cédric Thévenet
Выставка 67-го года проходила в Монреале. Центральным объектом ЭКСПО стал бывший павильон США "Биосфера", построенный американским архитектором и изобретателем Бакминстером Фуллером. Он произвел настоящую революцию в инженерии. Купол, по его мнению, являлся идеальной конструкцией, позволяющей экономить площадь постройки при большем ее объеме и до 40% стройматериалов. Гениальная идея легкого и прочного "геодезического купола" - пространственной стальной оболочки из прямых стержней в форме тетраэдра, вписанного в сферу, - принесла архитектору мировую славу. В итоге и "Биосфера Фуллера" стала подлинным украшением Монреаля, его визитной карточкой.Жилой комплекс Habitat 67.
Еще одна постройка, вошедшая в историю и ставшая достопримечательностью Монреаля, - жилой комплекс Habitat 67. Автор этого оригинального проекта канадский архитектор Моше Сафди наглядно продемонстрировал всему миру вариант строительства дешевого модульного жилья. Здание состоит из 354 идентичных сборных домов, сложенных вместе, в них 158 квартир самых разных размеров. Каждая имеет собственную зеленую террасу. Это был один из способов перенесения преимущества пригорода в город.Читайте также