Американский конгресс согласовал оборонный бюджет на 2018 год: почти 5 миллиардов долларов будет выделено на противодействие "российской агрессии" в рамках программы "Европейской инициативы сдерживания". Корреспонденты портала Москва 24 сравнили уровень российской угрозы в Европе с временами холодной войны и пришли к выводу, что конгрессмены слишком нагнетают.Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
К концу 1990-х годов в странах Восточной Европы на постоянной основе была сконцентрирована военная сила, способная не только успешно оборонять рубежи соцлагеря. Как рассказывают, в 1980-е якобы были разработаны планы танкового броска к проливу Ла-Манш за несколько дней. Байки это или нет, но ударный потенциал советской группировки в Европе действительно был впечатляющим. Рассмотрим его внимательнее.
ГДР − 338 тысяч штыков
Самая мощная советская военная группировка была дислоцирована в Германской Демократической Республике. К концу 1980-х годов численность военнослужащих Группы советских войск в Германии (ГСВГ) без учета гражданских специалистов составляла 337 тысяч штыков. Основной ударной силой ГСВГ были две танковые, три общевойсковые и одна воздушная армии. Матчасть ГСВГ состояла из 4,1 тысячи танков, около 8 тысяч БМП и БТР, около 3,6 тысячи артиллерийских систем, более 700 вертолетов и 400 самолетов. Вооружение ГСВГ было самым современным в Вооруженных силах СССР: в частности, в Германию в первую очередь направлялись новейшие танки Т-80Б.
Чехословакия − 92 тысячи штыков
Вторым по численности оперативным объединением СССР в Европе была Центральная группа войск (ЦГВ), дислоцированная в Чехословакии. Ее костяк составляли две танковые и три мотострелковые дивизии со штабами в городах Зволен, Брунталь, Миловице, Млада Болеслав, Высоке Мито. Перед возвращением в СССР в опись имущества ЦГВ входили 1412 танков, 2563 БМП и БТР, 1246 артиллерийских систем, 103 самолета, 173 вертолета. Общая численность военнослужащих группы составляла, по различным данным, от 78 тысяч до 92 тысяч солдат и офицеров.
Венгрия − 70 тысяч штыков
Численность Южной группы войск (ЮГВ), дислоцированной в Венгрии, составляла 70 тысяч человек. Основой группы были две танковые и одна мотострелковая дивизии. К моменту вывода войск в арсеналах ЮГВ числились 950 танков, 600 БМП и БТР, 650 артиллерийских систем, 120 самолетов и 123 вертолета.
Польша − 45 тысяч штыков
В братской социалистической Польше размещалась Северная группа советских войск (СГСВ). Сухопутная составляющая группы по сравнению с ГСВГ выглядела достаточно компактной, ее основой были одна мотострелковая и одна танковая дивизии, дислоцированные в Борне-Сулиново и Светнтовуше. Зато в Польше квартировалось мощное объединение Военно-воздушных сил СССР — 4-я воздушная армия Верховного главнокомандования, состоявшая из двух авиадивизий (еще одна дивизия базировалась на территории СССР). На счету армии − один из самых курьезных инцидентов в истории военной авиации. 4 июля 1989 года с аэродрома Колобжег в учебный полет вылетел МиГ-23М ВВС СССР, из-за неполадок двигателя пилотировавший его летчик по команде руководителя полетами катапультировался. При этом самолет в автономном режиме продолжил полет и, пролетев почти через всю Европу, упал в районе голландско-бельгийской границы. Общая численность Северной группы войск к моменту возвращения в СССР составляла около 45 тысяч военнослужащих. На вооружении группы состояли 599 танков, 485 боевых бронированных машин, 390 артиллерийских установок, 202 самолета, 114 вертолетов, а также 20 установок оперативно-тактических ракет.
В Европе стояло больше советских войск, чем у России есть вообще
Итак, подведем бухгалтерию по основным позициям. В общей сложности численность личного состава четырех, дислоцированных в Восточной Европе, оперативных объединений к концу 1980-х годов составляла 545 тысяч солдат и офицеров. Арсенал "русских оккупантов", как нас называли под конец военного присутствия местные жители, состоял из 7 тысяч танков, 11 тысяч БМП и БТР, 5,8 тысячи артиллерийских систем.
Для сравнения, численность всех Сухопутных войск России вместе со всеми Военно-воздушными силами как рода войск в составе Военно-космических сил сегодня составляет около 420 тысяч военнослужащих. На вооружении Сухопутных войск находится около 2,8 тысячи боеготовых танков, 6−6,5 тысячи БМП и БТР и около 5 тысяч артиллерийских систем. Как видно, это меньше, чем советская армия могла позволить себе разместить только в Восточной Европе. Но ведь у нас есть и другие направления, которые нужно чем-то прикрывать.
К слову сказать, американское военное присутствие на континенте со времен холодной войны тоже заметно сократилось. В конце 1980-х годов численность Сухопутных войск США в Европе уменьшилась почти в 7 раз − с 213 тысяч до 30 тысяч военнослужащих, почти втрое сократилась численность частей ВВС (сегодня она составляет 28 тысяч человек). Правда, нельзя забывать о том, что американцы за эти годы обрели массу новых союзников по НАТО. В Сухопутных войсках той же Польши сегодня служит почти 50 тысяч солдат и офицеров, на вооружении состоит более 1000 танков и 2000 бронемашин.
Но даже такая простая арифметика не мешает американским генералам раздувать степень российской угрозы до масштабов, которым она соответствовала в годы холодной войны. Охотно им верят и политики, готовые отстегивать на нейтрализацию мнимой угрозы гигантские деньги. А может в них все и дело?