Форма поиска по сайту

Режиссер Светлана Баскова: "У нас не принято ходить на русское кино"

В библиотеке имени Эйзенштейна прошел показ фильма "За Маркса..." российского режиссера Светланы Басковой. А сразу после просмотра картины состоялась дискуссия зрителей и режиссера.

Российская премьера "За Маркса..." состоялась на фестивале "Кинотавр", а международная - на "Берлинале". Картина с участием Сергея "Пахома" Пахомова и Владимира Епифанцева всюду вызвала острые дискуссии.

Фильм рассказывает про кризисный 2010 год и классовый конфликт между олигархами и простыми рабочими. Герои четко поделены на правых и виноватых – людей, которые говорят на одном языке, но вряд ли смогут услышать и понять друг друга. Владимир Епифанцев играет негодяя, который ежечасно думает о России, но при этом не забывает обставлять квартиру люксовой мебелью на государственные деньги. Сергей Пахомов – простой работяга, который, забравшись на баррикады, беззвучно пытается бороться против системы.

Кадр из фильма "За Маркса..."Фото: baskova.com

Корреспондент M24.ru посетил открытый показ фильма, принял участие в дискуссии и узнал особенности создания российского арт-хаусного кино.

- С чем все-таки связано название фильма, ведь в нем не упоминается Маркс?

- Все довольно просто: Маркс сказал, что человек труда – это хорошо, а человек эксплуатирующий – это плохо. Именно с этим и ассоциируется название фильма.

- Ваш фильм недавно вышел в российский прокат. Как его восприняла публика?

- Тут три аспекта: во-первых, у нас не принято ходить на русское кино; во-вторых, никакой рабочий человек не пойдет на фильм о рабочем; в-третьих, на мой взгляд, никто не пойдет, пока ему не скажут, что нужно сходить.

Несмотря на это, в некоторых городах, - например в Тольятти и Новосибирске - было много молодых эрудированных ребят. Я думала, что они начнут спрашивать меня про "Зеленого слоника", но они задавали совершенно другие вопросы.

- Одним из продюсеров картины был ваш муж Анатолий Осмоловский. Какое влияние он оказал на создание фильма?

- Мы настолько давно вместе, что нам ничего не надо говорить – мы все время помогаем друг другу. Сначала я потратила деньги, потом он увидел кадр, который ему очень понравился, и он выложил свои. Также он многое мне подсказывал во время работы над фильмом.

Кадр из фильма "За Маркса..."Фото: baskova.com

- Почему в вашем фильме нет ни одной женщины-героини?

- Когда делаешь какой-то проект, думаешь…Если ввести женщину в фильм, то нужно делать женскую линию - одна появится, за ней вторая. А тут мне хотелось рассказать о человеке. Если появляется женщина, то сразу возникают ненужные вещи, зритель отвлекается на сострадание, на какие-то чувства.

- Как вы считаете, насколько близко к реальности вы показали образы рабочих, которые играют в шахматы и цитируют Гоголя, Белинского и других классиков?

- Прежде всего нужно понимать, что мы видим не самих рабочих, а профсоюзных активистов. Они более начитаны: читают Маркса, прекрасно знают поэзию. При этом чаще всего они не пьют и не курят, ведь они работают с людьми. И если администрация увидит, что активисты как-то сдали свои позиции, то они не выдержат такой борьбы. Поэтому они абсолютно трезвые и всегда в тонусе.

- Вы планировали снять фильм для массового зрителя?

- Никакие цели при создании фильма ставить невозможно, кроме того, как сделать художественное произведение. Вначале ты не думаешь о формате произведения. Охват большей аудитории – это уже вторичная мысль. При создании фильма я не хотела использовать приемы из прошлых работ, и начала работать по-новому.

К тому же мне лично надоело использовать мат в своих работах, сейчас работать с ним неинтересно. Например, идет какая-нибудь драматическая история, и вдруг возникает матное слово. Оно сразу же разрушает ее. Либо ты применяешь мат как прием, либо очень точно применяешь единичные высказывания.

- Вы использовали документальные съемки в своей работе, например, в сцене с автобусом?

- Многие говорят о том, что сцена в автобусе – это документальные съемки, но это не так. Снять документальную сцену сложнее, чем снять игру актеров. Однако, несмотря на это, на сцену в автобусе у нас ушло около месяца.

Кокоулин Дмитрий