Казалось бы, сколько написано уже на тему, как правильно хранить деньги на пластиковой карте, но, увы, наши граждане нет-нет, да потеряют бдительность. Да, и мошенники не дремлют, становясь все изобретательнее. Хотя, если разбираться, все гениальное просто. Разумеется, высокие технологии помогают преступникам вмиг опустошать счета добропорядочных граждан, однако без хотя бы невольного "соучастия" самой жертвы ни одна копейка не спишется в никуда.
Что нового придумали мошенники, и как этому противостоять, читайте в материале автора программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игоря Швыткина.
Как меня ограбили посреди черной ночи
Не скрою, не так давно, ваш покорный слуга сам пал жертвой it-мошенников. Как это было. В один прекрасный момент меня перестал вести по маршруту мой навигатор. Видимо, срок бесплатного пользования им в новом телефоне на базе андроида закончился. Через Wi-Fi я решил себе закачать новый. Попытка, другая, третья. Вроде все скачивалось, но работать, то есть вести меня по маршруту, новое приложение все же отказывалось. В общем, был я в бешенстве, когда в моем мобильнике было уже три иконки различных навигационных приложений, но ни одно из них по-прежнему не трудилось в мою пользу. В итоге, бросил я это это дело.
Однако глубокой ночью мобила неожиданно напомнила о себе. SMS-ки приходили одна за другой. Я долго не решался встать и посмотреть, кто же там в ночи вспомнил про меня. Но все же вскоре любопытство взяло верх. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что все это время через услугу мобильный банк с моего счета списывались денежки. 2998 рублей – таков был размер сумм, которые переводились со счета моей карты, привязанной к мобильному банку, на неизвестный мне мобильный номер. И так происходило восемь раз с интервалом в 15–20 минут.
Более того, грабеж средь черной ночи происходил у меня на глазах. Банк присылал на мой номер код подтверждения для перевода средств и кто-то тут же их переводил! Исходящие смски отправлялись без моего ведома с моего номера. Все это время я не нажимал ни одной клавиши. Мне казалось, что я схожу с ума, честное слово. Я быстро позвонил в службу поддержки, назвал свои паспортные данные и заблокировал карту. Как стало понятно позднее, скорее всего, телефон поймал шпионский вирус, который без моего участия стал переводить деньги с моего счета.
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
На следующий день я обратился в ближайшее отделение банка с претензией, мол, верните деньги, ваш мобильный банк сошел с ума! Одна сотрудница, проходившая мимо, заметила, что я лишь напрасно трачу свое время. Она посоветовала мне обратиться к сотовому оператору и, сославшись на то, что просто перевел деньги не на тот номер, попросить их вернуть. Я хотел было возразить, дескать, а причем здесь мой оператор, ведь обеспечивать надежность и защиту моего мобильного банка надлежит коммерческому банку, куда приходит моя зарплата. Девушка лишь пожала плечами и сказала, что банк ограничиться лишь отпиской, а я никаких денег не увижу.
Так оно и вышло. Привожу выдержку из стандартной отписки известного отечественного банка:
"...основания для возврата денежных средств по оспоренным Вами операциям у Банка отсутствуют. Обращаем внимание, что указанный случай мог возникнуть по причине вирусного заражения телефона. Подобные вирусы на телефонах обладают функционалом, который позволяет скрывать от владельца телефона SMS-сообщения от определенных номеров телефонов, перехватывать и отправлять с данного устройства любые SMS-запросы без ведома клиента.Необходимо отметить, что контроль за установкой и своевременным обновлением антивирусного программного обеспечения находится вне сферы контроля Банка.
Требования по информационной безопасности изложены в приложении к Договору банковского обслуживания и находятся в общем доступе на сайте Банка. Указанные в Договоре положения соответствуют требованиям Банка России. Дополнительная информация о мерах безопасности при использовании мобильного телефона также размещается на официальном сайте оператора мобильной связи.
Для определения лиц, причастных к совершению спорных операций, Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Игорь Святославович, позвольте выразить сожаление, что Вы пострадали от действий третьих лиц, являясь клиентом Банка. Мы понимаем, что сложившаяся ситуация оставила у Вас негативное впечатление, но надеемся, что Ваш дальнейший опыт взаимодействия с Банком будет исключительно положительным".
Ну, вот, собственно и все. Конечно, я попытался позвонить сотовому оператору, но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение. Объяснил ситуацию, но, как я и предполагал, меня снова послали в банк.
Как защитить карту
Заместитель начальника отдела Управления "К" МВД России Александр Вураско:
"К сожалению, подобные случаи в наши дни не редкость. Но это и неудивительно: по мере роста популярности банковских карт, они привлекают к себе все более пристальное внимание со стороны криминальных структур. Если вы пользуетесь интернет-банкингом или банковскими приложениями, ориентированными на смартфоны и планшеты, помните о том, что на сегодняшний день существуют сотни вредоносных программ, целью которых является хищение денежных средств с банковских счетов.
Следует озаботиться установкой актуального антивирусного программного обеспечения. Кроме того, если у вас подключено смс-подтверждение транзакций, я бы порекомендовал вам сделать так, чтобы смс сообщения с кодами подтверждения приходили на отдельный максимально простой телефон (не смартфон). Дело в том, что многие вредоносные программы умеют самостоятельно обрабатывать на смартфоне смс-сообщения из банка, не показывая их владельцу телефона".
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов
Другая история, которых все больше. Вам может прийти SMS-сообщение ультимативного характера: "Ваша карта заблокирована. Обратитесь в службу технической поддержки..." Будет указан номер контактного телефона.
Вы, конечно же, растерявшись, тут же перезваниваете. Человек на том конце провода, представляется сотрудником банка. Он утверждает, что произошел технический сбой системы, а потому всем клиентам-держателям пластиковых карт необходимо их разблокировать. Для этого вам предложат срочно сообщить ее номер и трехзначный код. Иногда мошенники, находящиеся в местах не столь отдаленных, занимаются такой массовой рассылкой.
Когда испуганные люди перезванивают по номерам, которые указаны в SMS, они просят граждан подойти к банкомату и вставить карту. Затем ввести пин-код. Найти в главном меню "платежи и переводы". Человек автоматически следует инструкциям. Его просят зайти на плашку сотового оператора и диктуют комбинацию цифр. Это всегда номер мобильного, который диктуют по две-три цифры.
Затем преступники просят ввести некий секретный код. Как правило, код всегда одинаков – 9985 или цифры близкие к этому значению, не превышающие 10 000. Вы уже догадываетесь, как разводят человека? Он просто переводит сумму не превышающую 10 тысяч рублей на чей-то мобильный номер. Мошенники запросили бы и больше, но, например, банкоматы "Сбербанка" не позволяют совершить транзакцию, где сумма превышает десять тысяч.
Кроме того, доверчивого человека, допустим пенсионера, аферисты могут попросту вести по меню банкомата, а в результате, пенсионер подключит к их телефону, так называемый, мобильный банк. Вот тогда, как и в моем случае, деньги просто рекой потекут с одного счета на другой, на счет преступников. Когда гражданин хватится, баланс уже может равняться нулю.
Заместитель начальника отдела Управления "К" МВД России Александр Вураско:
"Если вы получили SMS-сообщение из банка, или вам поступил звонок от оператора, представившегося сотрудником банка, убедитесь в том, что вы общаетесь именно с сотрудником банка. Не поддавайтесь на провокации и сохраняйте благоразумие. Злоумышленники часто не дают жертве опомниться и трезво оценить свои действия, "вытягивая" необходимую им информацию или требуя совершения определенных действий.
При возникновении сомнений перезвоните в банк по телефону, указанному на вашей банковской карте, а не по тому номеру, с которого поступил звонок или который указан в SMS-сообщении".
В целом, картина с безопасностью ваших денег на пластиковой карте не совсем веселая. Сегодня мошенникам достаточно знать ваше имя и фамилию, а также трехзначный код на оборотной стороне вашей карты (CVC2/CVV2) для того, чтобы успешно снять все имеющиеся там средства. Некоторые банки и вовсе позволяют перевести деньги он-лайн на другую карту, запросив у вас всего лишь эти данные.
This browser does not support the video element.
Заместитель начальника отдела Управления "К" МВД России Александр Вураско:
"Держателям банковских карт необходимо внимательно следить за их сохранностью. Следует понимать, что все сведения, которые требуются для осуществления электронного платежа, можно прочитать на лицевой и оборотной стороне банковской карты. Имеющиеся способы защиты транзакций можно преодолеть методами социальной инженерии, или при помощи вредоносных программ. Бывают и случаи внедрения инсайдеров в компании, так или иначе связанные с осуществлением электронных платежей.
Если на вашем банковском счете имеются крупные суммы денег, вы должны с особым вниманием относиться к операциям с банковской картой.
Если вы часто расплачиваетесь картой в кафе и магазинах, снимаете наличные деньги в незнакомых вам банкоматах, активно совершаете покупки в интернете – защитите вашу банковскую карту путем выпуска дополнительной карты с установленными лимитами на транзакции, заведите дополнительный счет, на который переводите незначительные суммы денег на повседневные нужды.
Эти меры позволят снизить вероятность стать жертвой мошенников".
В случае, если вы стали жертвой подобного преступления, вам следует немедленно обратиться в правоохранительные органы (например, направив обращение на сайте mvd.ru) и в банк. Чем меньше времени пройдет с момента хищения денежных средств, тем выше шансы благополучного исхода событий.
Наученный горьким опытом, лично я, сначала просто отключил услугу "мобильный банк". Но, не скрою, стало не совсем удобно отслеживать состояние счета: поступление денег, остаток и проч. Тогда на том телефоне, который был привязан к банку, я попросту отключил интернет.
Для небольших платежей, в том числе и интернет-покупок, завел отдельную карту с небольшим балансом. Я никогда и никому не передаю свою карту в руки, а в кафе расплачиваюсь у кассы или прошу принести POS-терминал к столику. Он без труда отсоединяется от блока питания и становится мобильным.
В наши дни имя, мое имя, нанесенное на пластиковую карту, слишком ценно, чтобы я его не скрывал. Информация нынче стоит дорого, а беспечность обходится еще дороже.