21 мая в столице прошел Московский полумарафон. Он собрал около 18 тысяч участников в возрасте от 18 лет до 91 года. Корреспондент m24.ru выяснил, почему начинает бегать молодежь, а старики не бросают.
Фото m24.ru/Игорь Иванко
Ваня Петров, 33 года, журналист
Московский полумарафон 2017 года пробежал за 1 час 55 минут 23 секунды.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
– Расскажите, зачем вы начали бегать.
– После университета МВД я резко начал набирать вес, килограммов по 10 в год. Это все образ жизни, начал активно курить, поддавал. Довел себя до 143 килограммов.
А потом у меня появились дети. Двое парней. Надо было воспитывать их, показывать пример. А что я мог показать? От пола отжимался 5 раз. Да и отжиманиями это условно можно назвать. А в университетские годы я подтягивался 22 раза!
И тут один мой товарищ предложил мне пробежать массовый забег на 5 километров. А я бег никогда не любил. Еще в колледже милиции бегали мы много – целым взводом, часто не в спортивной одежде, а в форме, в туфлях – это как наказание было.
Я ему говорю: "Какой забег?! Ты меня видел?". Но все же уговорил. Пришли с ним в "Лужники". Это была весна 2015 года – "Первый забег" в рамках Московского марафона. И тут я увидел большую толпу молодых, красивых парней и девчонок. Подтянутых и светлых что ли, в отличие от пьяного сброда на рок-концертах. Никогда в одном месте не видел столько улыбающихся людей. И так мне эта атмосфера понравилась, что я втянулся.
В тот день задача была добежать. И я добежал. Даже ни разу на шаг не перешел. Как сейчас помню свое время – 37 минут. Так я и начал бегать.
– Отлично выглядите. Вы добились от бега того, чего хотели?
– Мой идеальный вес где-то 88 килограммов при росте 184 сантиметра. С ним я себя лучше всего ощущаю. Сейчас я вешу около сотни. И для детей стал примером. Старший сын сейчас лучший по физкультуре в саду, один из лучших в спортшколе среди сверстников. Вольной борьбой занимается. Бег мне и в профессиональной жизни помогает. Первые несколько километров даются тяжеловато. А потом разбежишься – и заголовки к материалам сами рождаются в голове. Появляются идеи, проекты – записывать не успеваешь.
– Как часто вы бегаете?
– Сейчас почти каждый день километров по десять. В неделю километров 50–60 выходит. Пробовал бегать по два раза в день, но это слишком тяжело. Готовлюсь пробежать
Московский марафон в этом году – это будет мой первый марафон.
– Вы уже привели себя в форму. Продолжите бегать через 30–40 лет?
– Бегать продолжу. Я понимаю, что не стану олимпийским чемпионом или профессиональным бегуном. Но бег поможет мне в будущем становиться лучше, чем я есть сейчас. Такая у меня философия.
Владимир Новиков, 82 года, самый пожилой мужчина среди участников Московского полумарафона 2017 года
Московский полумарафон 2017 года пробежал за 2 часа 06 минут 52 секунды.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
– Когда был ваш первый марафон?
– С 1982 года я начал бегать марафоны, когда мне было 47 лет. Хотя на короткие дистанции бегал и раньше. В молодости я отучился на преподавателя физкультуры. В студенческие годы даже был в сборной "Буревестника". (В 1957 году было создано всесоюзное спортивное общество "Буревестник", в которое вошли все вузы и техникумы СССР – прим. m24.ru).
Я пробежал 95 обычных марафонов. Из них 34 Московских, 12 Афинских. Бегал в Египте. Раз десять пробегал суточные марафоны, в том числе в Англии и Швейцарии. За сутки пробегал по 235 километров.
Однажды даже стал чемпионом Московской области по суточным марафонам. В Подольском манеже длиной 133 метра пробежал почти 1700 кругов – 224 километра. Бежал три часа в одну сторону, потом три часа в другую, чтобы голова не кружилась.
– Какой марафон был для вас самым запоминающимся?
– В 1996 году суточный марафон Афины – Спарта. Там тяжелые подъемы – до 1100 метров перепад. Если внизу температура +27 градусов, то наверху +7. На маршруте можно было остановиться и передохнуть. Но были контрольные пункты, и если человек по времени не укладывался, ему дальше не разрешали бежать, поэтому лишь одна треть участников закончила. Остальные не добежали. Я нормально себя чувствовал и пробежал.
– Что вас мотивирует бегать?
– Если не делать этого, значит, можно начать употреблять достаточно спиртного. А этих возможностей у меня было сколько хочешь. Я врач, и мне дарили бутылки. Куда девать? Люди пьют, и врачи спиваются. Я этого не делал, и не курил с детства. Попробовал подростком, так у меня голова закружилась от махорки. После войны у нас было очень плохое питание. Мы дети войны, нам главное было выжить.
Владимир задумался и вдруг добавил:
– Вы профессиональный спортсмен?
– Нет, я любитель. 50 лет отработал врачом ортопедом-травматологом, большинство из которых во Фрязинской центральной горбольнице. Оперировал переломы костей, в том числе нижних конечностей.
– А бегуны попадались?
– Попался один дедок за 80 лет. Бамперный перелом обеих ног. Он плохо видел и попал под машину. Я его на ноги поставил. Сложный перелом, оперировать было нельзя. Неровно, но срослось. Зато он ходит на своих ногах без палочки. Сейчас ему 100 лет, он еще живой.
И он еще после этого занимается спортом в Королеве. Проходит 5, 10 километров, полумарафон. С поводырем проходит, потому что ничего не видит. Он живет в 12-этажном доме на шестом этаже. И постоянно ходит вверх-вниз.
– Как возраст ощущается на беге?
– Скорости нету, – задорно с едва заметной грустью говорит марафонец. – Уже нет скорости. Если я Московские марафоны все из трех часов выбегал (Мировой рекорд по марафонскому бегу среди мужчин – 2:02:57, – прим. m24.ru), то сейчас, хорошо, если пробегаю 4 часа 40 минут. И потом, мне ведь девятый десяток уже. Сейчас я уже не стараюсь бегать на результат.
– Сколько сейчас бегаете?
– Последние две недели я бегал по 20-22 километра через день, поскольку мне нужно было пробежать именно полумарафон. Пробегал за 2,5 часа, но я не на скорость бегаю. Я в прошлом году полумарафон бежал где-то за 2 часа 1 минуту – 2 часа три минуты. В этом году посмотрим, ведь у меня год за два считается, если не за пять.
This browser does not support the video element.
– Вы придерживаетесь какой-либо диеты?
– Абсолютно никакой. Жена говорит: "Что сварить?". Я ей: "Что хочешь. Хочешь – рассольник, хочешь – щи, хочешь – суп с грибами. Картошку, макароны, вермишель, гречку". Обычная еда. Даже поливитамины не принимаю, поскольку неизвестно, каких у меня не хватает, а какие лишние.
– А жена ваша занимается спортом?
– Жена у меня молодец. Мы уже отметили изумрудную свадьбу – 55 лет. Но бегом она не занимается. Хотя раньше она приходила болеть за меня.
– Так как же все-таки вам удалось сохранить себя в такой хорошей форме в таком преклонном возрасте?
– Моя деревня от школы находилась в семи километрах. Я частенько добегал до нее. Книжки подмышкой. Добегу до соседней деревни, по ней стыдно бежать, я пройду пешком и дальше бегу в школу. А зимой на лыжах. Я их сам строгал из березы. Деревяшки наподобие лыж, главное, чтобы по снегу двигались. В деревне у нас так все делали. Вместо креплений ремнями и веревками всякими обвязывали.
Мы дети войны, мы голодали. Меня просто заставила жизнь.