Форма поиска по сайту

Лошади в городе: зачем нужна конная полиция

Отряды конной полиции появились в России в 1802 году. В других странах первые батальоны создали только к середине XIX века. Сейчас в Москве находится самое крупное кавалерийское подразделение в Европе, в котором служат около 400 полицейских и 223 лошади. Сетевое издание m24.ru в день сотрудника органов внутренних дел РФ рассказывает, какие задачи выполняет конная полиция, и как готовят лошадей к службе.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

В столице действует два кавалерийских батальона, которые входят в Первый оперативный полк полиции. Конные отряды патрулируют лесопарковые зоны и места отдыха, где автомобили или мотоциклы проехать не могут. Также они следят за правопорядком во время массовых мероприятий – например, на концертах или футбольных матчах.

Главная задача кавалеристов – задерживать преступников и пресекать нарушения закона. Чаще всего они борются с разжиганием костров в парках, употреблением алкоголя и наркотиков, а также проверяют разного рода сомнительных личностей.

Кого берут в конную полицию

90 процентов кавалеристов в прошлом занимались конным спортом, но попасть на службу может и неподготовленный человек. В этом случае его всему научат – кандидаты проходят трехмесячную стажировку, а затем специальную профессиональную подготовку.

"Сотрудник конной полиции должен быть готов ко всему в отличие от спортсмена. Спортсмен – это узконаправленный конкурист. Он выполняет препятствия, учит выездку, пассаж, пикетирование. А у нас сотрудник полиции близок к пятиборью: фехтование, стрельба, езда на лошади. То есть он физически развит во всех направлениях, в которых должен преуспевать полицейский, и должен все уметь", – отметил замкомандира первого кавалерийского батальона, майор полиции Дмитрий Умников.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

За каждым новоиспеченным кавалеристом закрепляется наставник из более опытных сотрудников. Первое время он сопровождает полицейского во время патрулирования, передает ему свои знания и учит общаться с гражданами.

"Психология – основное. В манеже ведется работа с лошадьми, а на улице – с гражданами. Когда вы подъезжаете к гражданину, общаетесь с ним, то должны быть спокойны. Если это неадекватный преступник, то надо знать, как себя вести", – отметил Умников.

Несмотря на то, что служба в полку физически трудна, сюда с охотой принимают женщин. Сейчас в батальоне около 40 процентов кавалеристов составляют представительницы прекрасного пола.

"Мы все идем в конную полицию из-за любви к лошадям. Они по натуре своей животные пугливые. А когда после подготовки лошади ничего не боятся, когда выручаешь других товарищей, которые на земле, то это все очень интересно. Мы как напарники с лошадью работаем. Если ты любишь свое животное, то работа получается единая", – подчеркнула полицейский-кавалерист Виктория Минажетдинова. Помимо охраны общественного порядка и ловли преступников, кавалерист должен найти правильный подход к своему коню. Как отмечает Умников, чтобы установить контакт с лошадью, не хватит и всей жизни. Он это знает не понаслышке: Дмитрий служит в полку уже 19 лет и с детства был уверен, что будет работать с этими животными. Его отец трудился на Центральном московском ипподроме, а дед – на конезаводе.

"Мы лошадей сравниваем с детьми. У нее только больше возраст, но она остается таким же шестилетним ребенком. Конечно, бывают покладистые лошади, а бывают и не очень. Когда мы сажаем сотрудников полиции на лошадь, то смотрим, чтобы они совпадали характерами. У нас все сотрудники добрые, тем более работа с лошадьми к доброте больше", – сказал майор полиции.

Подготовка лошадей

Для службы в полиции лошадей закупают на российских конезаводах. В основном, это тракенены и буденновцы из Ростова, орловские рысаки из Воронежа и чистокровные верховые кони из Краснодарского края.

В полк привозят молодых трехлетних скакунов. Их оповаживают, дрессируют и учат не бояться внешних раздражителей: толпы, громких звуков, выстрелов и взрывов. Есть также жеребцы, которые лучше других поддаются дрессировке. Они преодолевают препятствия, выполняют котильон (фигурная езда), конкур (прыжки на мощность), ажну (поклон) и другие упражнения.

"Не каждая лошадь пойдет по дрессуре. С такими лошадьми мы занимаемся отдельно. Это не порода, это определенный характер", – подчеркнул Дмитрий Умников.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

При этом во время несения службы кавалеристы не используют дополнительные способности лошади, в этом просто нет необходимости. Свое умение животные демонстрируют только на показательных выступлениях.

Лошадей тренируют полтора года, затем специальная комиссия проверяет их готовность к службе в полиции. На благо правопорядка кони трудятся более 10 лет, а когда им исполняется 18, их списывают. Хорошо обученные жеребцы пользуются популярностью. Люди их выкупают для работы в хозяйстве или для детей.

Рабочий день кавалериста

Рабочий день кавалериста начинается с ухода за лошадью. Он должен убрать денник, почистить и оседлать скакуна, зимой зашиповать подковы. На сборы выделяется полтора часа.

Основную часть первого кавалерийского батальона составляют серые орловские рысаки. Эти лошади хороши в управлении и учебе, но они требуют особого внимания.

"Это как за белым платьем. Рыжую, гнедую или вороную лошадь можно часто не мыть, а на серой заметны все пятнышки. Поэтому сотрудники чуть ли не каждый день моют лошадь. На это уходит часа полтора, пока еще она высохнет", – пояснил замкомандира.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

На службе полицейские вооружены наручниками, резиновыми палками и пистолетами Макарова. Также они в совершенстве владеют шашкой, но используют ее только во время показательных выступлений.

Как правило, патруль состоит из двух человек, а на массовые мероприятия их количество может достигать 50. К примеру, для охраны общественного порядка на мусульманский праздник Ураза-байрам в этом году задействовали полсотни кавалеристов. Тогда верующих собралось около 150 тысяч. Чтобы избежать давки, выстроили направляющий коридор из лошадей. Это когда кони стоят друг к другу головами, а между ними проходят люди. И в зависимости от наполняемости метро коридор сужают или расширяют.

"Если поставить коридор из полицейских, то при большом потоке людей, они по чуть-чуть начинают отходить. Причем сами того не замечают, видимо срабатывает психология. В итоге коридор расширяется. А лошадь встала и стоит, и люди сами начинают ее сторониться и обходить", – отметил Дмитрий Умников. Во время крупной потасовки, например на футбольных матчах, кавалеристы рассекают разъяренную толпу на лошадях. При виде полицейского верхом, участники драки из чувства самосохранения останавливаются.

"Люди тоже понимают, что это лошадь. У них у каждого человека есть в подсознании боязнь. Они машину могут не бояться, потому что ей управляет человек. А здесь, когда гражданин смотрит на сотрудника полиции верхом, он останавливается. Понимает, что у лошади есть свой мозг, и она может сделать что-то непредсказуемое", – поделился майор.

В любом случае, лошадь всегда на 100 процентов слушается кавалериста и подчиняется своему хозяину.