В московской полиции собаки помогают выполнять важные задачи – берут след, задерживают преступников, ищут взрывчатку. О том, собаки каких пород охраняют безопасность москвичей, зачем они нужны на стадионах во время футбольного чемпионата и почему полицейские практически отказались от доберманов, в своей колонке на m24.ru рассказала начальник Центра кинологической службы Главного управления МВД России по Москве Елена Хайкова.
В 2018 году в столице пройдет Чемпионат мира по футболу, и наша кинологическая служба будет активно участвовать в обеспечении безопасности на стадионах. Вместе с собаками мы будет сопровождать матчи на всех стадионах от начала до конца и обеспечивать охрану общественного порядка.
Нам предстоит охранять главные арены Москвы: стадионы "Спартак", "Локомотив", "ЦСКА" и "Лужники". Кинологи с собаками будут сопровождать матчи в оцеплении полиции. Мы уже начали тщательно готовиться к тому, чтобы обеспечить полную безопасность болельщиков и спортсменов. Мы дрессируем собак выполнять определенные команды быстро и четко. Пока мы тренируем их на нашей базе, но ближе к Чемпионату продолжим дрессировку на самих стадионах. Собаки должны научиться обследовать объекты и оперативно выявлять опасные взрывчатые вещества.
В каждом округе столицы есть кинологические центры. Самый молодой центр кинологической службы в ТиНАО, его организовали несколько лет назад − после присоединения этих территорий к Москве.
Основная порода, которая служит в полиции – немецкая овчарка. Они составляют примерно половину всех питомцев. Кроме того, служат ротвейлеры, восточно-европейские овчарки, швейцарские овчарки, бельгийские овчарки – малинуа, лабрадоры, кокер-спаниели, а также даже доберманы-пинчеры.
Бельгийская овчарка малинуа у нас недавно, порядка пяти лет. По темпераменту они холерики, очень активны и трудоспособны. Среди всех собак-кинологов малинуа составляют порядка 4-5 процентов.
А вот доберманы практически перестали служить, хотя в начале двадцатого века были основной породой московского сыска. Доберман по кличке Треф даже стал легендой из-за своего острого чутья. Он за свою службу раскрыл большое количество преступлений, а его потомки еще долго служили в органах внутренних дел. Но сейчас у нас мало доберманов на службе, так как современные доберманы плохо переносят низкие температуры зимой, а наши питомцы живут в открытых вольерах. Те доберманы, которые остались в кинологической службе, живут дома у своих кинологов.
Собака породы малинуа, фото: J. De Meester/picture alliance/Arco Images/DPA ТАСС
Зато место доберманов заняли ротвейлеры − служебная порода собак. В основном они работают в патрульно-постовой службе и сопровождают конвой. Сейчас у нас четыре ротвейлера. Это своенравные собаки, кинолог должен иметь сильный характер, чтобы воспитать их. С ротвейлерами приходится долго и упорно работать, но результат стоит того: обученная собака – это настоящий боец. Исторически так сложилось, что ротвейлеры не выслеживают цель, но у нас есть несколько собак, которые могут брать след!
Породу и собаку для дрессировки выбирает сам кинолог в зависимости от целей работы. Взрывчатые вещества лучше всего находят немецкие овчарки, бельгийские овчарки малинуа, кокер-спаниели. Наркотики хорошо ищут лабрадоры, малинуа, немецкие овчарки, кокер-спаниели. Для задержания и конвоирования преступников идеально подходят ротвейлеры, немецкие и восточноевропейские овчарки.
Как происходит выбор? Кинолог отбирает полугодового щенка. В первые полгода они привыкают друг к другу, проводят вместе время. На этом этапе для кинолога главное – социализировать собаку: приучить ее не реагировать на различные шумы. Собаки не должны реагировать на шум автобуса, машин, электричек, фейерверка и так далее. Затем, когда собаке исполняется год, кинолог приступает к ее дрессировке. Занятия начинаются в 9:30 утра и продолжаются до шести вечера, с перерывами на обед и отдых. Чем больше специалист проводит время с собакой, тем быстрее они находят общий язык. У нас с собаками работают и женщины, и мужчины. Причем женщин-кинологов – порядка 40% из нескольких сотен специалистов.
После четырех-пяти месяцев служебной подготовки собаки сдают общий экзамен. Как правило, он проходит успешно, и кинолог с собакой начинают службу. Затем важно каждый день тренировать своего питомца, чтобы он не терял навыки. В том случае, если собака не сдает зачет, ей дают дополнительное время. С ней снова занимается кинолог, и обычно она все-таки встает в строй. Тех питомцев, которые уже отслужили, мы переводим на пенсию в наших вольерах, но обычно кинологи их забирают домой.
Служат у нас собаки обычно 5-6 лет, самые старшие четвероногие сотрудники работают до 10 лет. Продолжительность службы собак зависит от их здоровья, постоянных тренировок и ухода кинолога. В нашем центре у каждой собаки свой вольер. Это отдельное помещение, поделенное на две части: первая часть – выгульная, а вторая более теплая – для зимовки. За свою работу собака получает взаимопонимание с хозяином и его доброту. Кормят собак полноценными сбалансированными кормами.
Вообще, кинологической службе в столице уделяется особое внимание. Это тяжелая, кропотливая и упорная работа, но радует, что с каждым годом она становится востребованнее. Приведу пример: в прошлом году в группе по следовой работе было девять кинологов и их воспитанников, а в этом году уже 22 сотрудника с собаками.
This browser does not support the video element.
Открою небольшую тайну: мы планируем взять на службу новую породу. Правда, щенки еще маленькие и должны пройти испытания. Это порода вельш-корги пемброк. Пока у нас есть два щенка, одному два месяца, а другому шесть. Собаки относятся к овчаркам, они небольшие, коротконогие, их предки − выходцы из Великобритании. Попробуем породу в поисковой работе, так как небольшой размер вельш-корги пемброков позволит им досматривать машины наряду со спаниелями. Но хочется надеяться, что они будут выполнять и другие задания, станут многофункциональными сотрудниками московской кинологической службы.