Московские власти рассматривают возможность внедрить систему радиолокации, которая сможет на небольшой высоте отслеживать беспилотные и малые летательные аппараты. Система должна фиксировать направление объектов и определять несанкционированные полеты. Об этом M24.ru рассказала председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. По словам разработчиков системы из Московского авиационного института, в столице коптеры довольно часто используются незаконно. Некоторые владельцы с их помощью даже делают селфи. Эксперты считают, что создание диспетчерской для беспилотников станет первым шагом к использованию коммерческих дронов.
"Единое радиолокационное поле будет отслеживать все летательные аппараты, которые двигаются ниже 1000 метров. Не имеет значения, пилотируемые они или беспилотные", – отметила депутат.
Инна Святенко сообщила, что создание радиолокационного поля обсудят 17 июня на заседании комиссии по безопасности в Мосгордуме.
Как рассказал M24.ru руководитель проекта, проректор по научной работе Московского авиационного института (НИУ МАИ) Вячеслав Шевцов, сейчас институт ведет работы на уровне создания демонстрационных радиолокационных объектов. "Если проект получит одобрение властей, создать полноценное радиолокационное поле можно будет через два года. "Зачастую несанкционированные полеты представляют опасность для людей и государства в целом", - считает Шевцов.
По его словам, хотя дронам над Москвой летать запрещено, есть немало случаев их несанкционированного использования. "В интернете достаточно часто появляются фотографии с таких беспилотных летательных средств, – отметил он. – Кто их для развлечения использует, кто для сбора информации, а некоторые даже селфи делают".
Отметим, что сейчас дроны с камерами продаются в магазинах техники и электроники и стоят от трех до 40 тысяч рублей. Они летают на расстояние 50 - 300 метров. Управлять такими дронами, в том числе делать фото и видео с них можно с помощью смартфона. Производители устройств рекомендуют поднимать их на высоту не более 10 метров. Коммерческие дроны, которые доставляют пиццу и т.д., могут пролететь расстояние в 10 км. Они движутся со скоростью 60 км в час на высоте в несколько десятков метров. Стоимость такого коптера - 10-15 тысяч рублей.
По словам проректора МАИ, чтобы охватить радиолокационным полем столицу, будет достаточно десятка станций с локаторами - например, по одной на каждый округ. "Излучение от станций полностью безвредно для экологии и людей, они обеспечивают достаточную высокую разрешающую способность - до 10 километров. Причем они не мешают мобильной связи и не создают никаких помех для телевышек, – отметил Шевцов. – Система может обнаружить и идентифицировать летательные объекты на уровне зданий, вышек. По сути это будет городская диспетчерская".
Диспетчеры будут фиксировать полеты дронов, а решение о том, что с ними делать - сбивать, штрафовать владельца - примет Федеральная служба охраны (ФСО). Отметим, что, согласно статье 11.4 Административного кодекса, за нарушение правил использования воздушного пространства штраф для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических - до 300 тысяч рублей.
This browser does not support the video element.
Руководитель проекта добавил, что стоимость и сроки будут зависеть от требований столичных властей. Точной суммы он не назвал, но сказал, что оборудование будет сделано из отечественных элементов.
По словам Шевцова, теоретически система может помочь и в случае, если полеты коммерческих дронов - например, для доставки пиццы или почты, разрешат в Москве. "Но для такого разрешения нужны поправки в федеральное законодательство", - сказал он.
Глава департамента региональной безопасности Алексей Майоров сказал M24.ru, что власти изучат детали проекта и после этого примут решение о необходимости системы отслеживания малых летательных объектов в Москве.
Гендиректор консалтинговой компании "Infomost" Борис Рыбак считает, что контролировать летательные аппараты над Москвой вполне целесообразно, но сделать такое поле не очень просто технически. "Сейчас малоразмерные летательные средства сложно контролировать, так как на малой высоте и в тени строений их не видно, поэтому дроны представляют опасность, так как могут врезаться в здание или в человека", – пояснил он.
По словам эксперта, радиолокационная система вполне похожа на сеть мобильной связи, которой сейчас все пользуются. "Речь идет о покрытии с использованием вышек, – пояснил Рыбак. – Нужны обзорные радиолокационные станции, которые будут создавать это поле, и передавать данные в центр обработки, как в случае с большими самолетами".
Рыбак добавил, что такая система может стать первым шагом к использованию коммерческих беспилотников на территории Москвы. "Радиолокационное поле – это сетка, на которой можно увидеть, где и кто находится. Следующий этап – это управление потоками, что позволит использовать коммерческие беспилотники в Москве", — подчеркнул он. Возможно, власти согласуют полеты дронов конкретных компаний, а диспетчеры будут следить за ними.
Напомним, к лету 2015 года на территории технополиса "Москва" летом должна появиться пилотная площадка для тестирования коптеров-курьеров. Генеральный директор ГБУ "Центр инновационного развития" Константин Фокин сообщал M24.ru, что представители бизнеса протестируют дроны, которые смогут доставить пиццу, суши или посылки в несколько раз быстрей, чем курьер на метро или на автомобиле.
Однако президент Ассоциации малых беспилотников (АМБ) и владелец компании CopterExpress Олег Понфиленок предполагает, что радиолокационная система позволит только обнаружить незаконный летательный аппарат и сбить его. По его словам, есть другие системы, которые позволят внедрить беспилотники в общую систему воздушного пространства. "Это так называемые автоматические зависимые системы наблюдения (АЗН), при которых на аппаратах стоят транспондеры (приемники и передатчики), которые принимают сигналы с других бортов и таким образом определяют, кто находится в зоне летательного аппарата, – заметил он. – Таким образом, благодаря системе оператор дрона или пилот малой авиации сможет уйти от столкновения и не мешать остальным участникам воздушного пространства".