Форма поиска по сайту

"Полиции сейчас необходима поддержка общества" - депутат Мосгордумы

This browser does not support the video element.

Москвичам следует быть особенно бдительными и осторожными: наряду с большими возможностями мегаполис таит в себе и большие угрозы. О том, как обезопасить себя и близких от мошенников и почему москвичи стали чаще вступать в народные дружины и общественные формирования, рассказала в интервью M24.ru председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

- Каковы основные проблемы с безопасностью в Москве и есть ли отличия от других больших городов?

- Да, есть отличия и своя специфика, ведь Москва – это столица, и поэтому здесь ответственность значительно выше. В городе больше гостей и приезжих, велика угроза террористических актов, потому что мегаполис всегда привлекателен для террористов. Москва - многомиллионный город, в нем много высотных строений, большое количество людей, и весь этот комплекс проблем обязывает ввести дополнительные меры безопасности. Столичный метрополитен тоже требует пристального внимания.

Москву нельзя сравнивать ни с одним из городов нашей страны. Здесь необходимы стандартные меры безопасности, такие как видеонаблюдение, металлорамки в учреждениях, где находится большое количество людей, охрана зданий и другие. Но в столице их нужно усилить в три или четыре раза.

- Что сделано в этом году для обеспечения безопасности москвичей? В частности, что приняла или планирует принять Мосгордума в связи с недавними событиями в Бирюлеве?

- Нельзя что-то сделать за год. Можно внедрить новые технические средства, например. Все остальное делается годами и даже десятилетиями для того, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. К сожалению, человек так устроен, что он расслабляется, когда не ощущает угрозы. Я хорошо помню взрывы на Каширке и на улице Гурьянова. Это был шок для всего мира. После этого люди стали сами объединяться в народные добровольные формирования, охранять свои подъезды.

Все поняли, что без помощи населения полиция значительно слабее. Было выстроено очень тесное взаимодействие между ними, но потом все затихло. Московская городская Дума приняла несколько законов, связанных с участием граждан в поддержании общественного порядка. Тогда же, 10 лет назад, вступили в силу законы о народной дружине и об общественных пунктах охраны правопорядка, и эта работа начала налаживаться в городе.

Происшествие в Бирюлеве опять всколыхнуло москвичей и натолкнуло их на мысль, что необходимо создавать добровольные объединения, которые будут взаимодействовать с правоохранительными органами, помогать им. Многие люди вошли в состав народных дружин. И это ни в коем случае не связано с негативным отношением к полиции, о котором свидетельствуют опросы ВЦИОМа. Сейчас полиции необходима поддержка общества, конструктивное взаимодействие.

Но я опасаюсь того, что целый ряд экстремистских организаций, националистических также пытаются сформировать свои народные дружины, деятельность которых точно не будет направлена на обеспечение порядка в городе. К сожалению, члены этих групп думают, что делают доброе дело, когда рушат, громят то, что построено не ими, учиняют самосуд. Полиция будет разбирать каждый такой случай, для того чтобы решения принимал суд, а не группа националистически настроенных молодых людей.

- А можете прокомментировать ситуацию в Бирюлеве? Чья вина, чьи недоработки? И что могут сделать власти в данной ситуации?

- Если говорить о Бирюлеве, то здесь, к сожалению, ситуация достигла того предела, который нельзя допускать. И власть отчасти тоже виновата в том, что произошло. Жители этого района неоднократно жаловались, что их не устраивает стоянка автотранспорта, который подъезжает к овощной базе и ждет своей очереди на разгрузку-погрузку. Они были недовольны большим количеством людей без разрешений на работу. Выяснилось, что руководство этого предприятия даже не обращалось в департамент труда и занятости для получения квоты на использование иностранной рабочей силы. Жителей никто не хотел слушать. Либо делали вид, что ничего не происходит, либо не хотели вступать в конфликты с какими-то влиятельными людьми. И вот это, я считаю, была самая серьезная ошибка. Из-за бессилия и понимания того, что люди не были услышаны и их проблемы никого не волнуют, эта ситуация и привела к взрыву эмоций москвичей, которые высказали свое недовольство.

А потом там появились группы молодых людей, которые пытаются манипулировать и разжигать межнациональную рознь, создают ксенофобные настроения. Их появление в Бирюлеве было спровоцировано тем, что жалобы жителей не были услышаны в свое время.

- Что нужно делать москвичам, если в их районе происходит такая ситуация?

- В районе не должна происходить такая ситуация. Районные власти, в том числе и депутаты, должны постоянно мониторить ситуацию и пытаться услышать местных жителей, когда еще есть возможность выстроить диалог. Мне бы хотелось, чтобы главы управ внимательнее следили за настроениями людей на своей территории, а не только за чистотой улиц, для того чтобы оценить ситуацию по достоинству и вовремя предпринять какие-то меры.

- Можно ли решить проблему с нелегальными мигрантами?

- Здесь необходимо в корне поменять свое отношение и к труду, и к трудовым ресурсам. Депутаты Московской городской Думы уже неоднократно обсуждали вопрос, связанный с миграционной политикой в городе. Сейчас важно, чтобы департамент труда и занятости попытался максимально заинтересовать работодателя привлекать на работу москвичей, а не мигрантов. Тем более, нелегальных. Депутаты Мосгордумы предлагают ввести ужесточения для того, чтобы работодателю было невыгодно брать мигрантов. Это в первую очередь штрафные санкции. Но, с другой стороны, должны быть и позитивные стимулы для тех, кто привлекает на работу москвичей. Более того, многие жители говорят, что готовы работать в сфере ЖКХ вместо иностранцев. Я считаю, что городские власти должны это всячески поддерживать.

- Как можно преодолеть недоверие людей к полиции?

- Сейчас руководство МВД пытается поднять имидж профессии, выстроить диалог жителей и полицейских. Но я хочу сказать, что эта ситуация не разрешится за одну минуту. Уже возник некий элемент недоверия к данным структурам. Основная проблема в том, что население не всегда хочет сотрудничать. Но сейчас уже наступает переломный момент, жители вступают в общественные формирования и народные дружины, идет поступательное движение навстречу друг другу (жителей и полиции – ред.).

- Вы упомянули народных дружинников. Какие у них есть права и обязанности? Что они могут, а что нет?

- Хочу сразу сказать, что это не военизированные формирования. Однако очень часто дружинники хотят, чтобы им выдали оружие и другие предметы для задержания преступников. Ни в коем случае общественные формирования не должны подменять работу правоохранительных органов, профессионалов.

Важно, чтобы дружинники, общественные помощники, выступали в качестве понятых в случае совершения преступления или правонарушения. Они патрулируют безлюдные улицы и благодаря этому срабатывает так называемый "эффект присутствия", когда правонарушения или преступления не совершаются только потому, что здесь может оказаться много свидетелей. Также они патрулируют жилые дома. Дружинники добровольно приходят в ОВД и получают там задания. Если говорить о стимулах, то кроме проездного билета больше ничего не предусмотрено. Но, тем не менее, желающих работать добровольно от этого не становится меньше.

Причем это связано не только с тем, что бывшие сотрудники силовых структур выходят на пенсию и понимают, что еще могут быть полезны обществу. В народную дружину приходит большое количество молодежи. Это и студенты, которые пытаются на территории своих студенческих городков соблюдать порядок, и волонтеры, которые занимаются поиском пропавших без вести людей и поддержанием общественного порядка.

Отмечу, что в народную дружину принимаются люди, достигшие 18 лет, у которых есть справка из психоневрологического диспансера о состоянии здоровья. Кроме того, они должны проживать на той территории, которую собираются патрулировать в составе народной дружины.

- У них есть социальные гарантии, правовая защищенность?

- Сейчас этот вопрос обсуждается в Государственной Думе. Федеральный закон об участии граждан в поддержании общественного порядка уже прошел первое чтение. В нем будут прописаны социальные гарантии дружинников. Например, в случае если травма была нанесена во время дежурства, будет выплачена компенсация. В случае гибели дружинника его семья тоже не останется без внимания и помощи. Этот документ коснется не только народных дружин, но и казачьих формирований. В ряде регионов они являются, пожалуй, основным общественным формированием, которое помогает сотрудникам правоохранительным органов.

При этом каждый субъект сможет вносить в закон изменения и дополнения, связанные с учетом специфики своего края. Как будет выглядеть законопроект ко второму чтению, я пока не знаю. Все субъекты предлагали свои поправки, в том числе и Мосгордума. Я думаю, что будет внесен целый ряд изменений с учетом интересов всех регионов.

- У представителей казачьих формирований такие же права и обязанности, как и у народных дружинников? Или они чем-то отличаются?

- Они отличаются только тем, что носят традиционную одежду и при них может находиться холодное клинковое оружие, которое является частью их традиционной одежды.

- Расскажите подробнее о поправках, которые Мосгордума подготовила к федеральному закону "Об охране общественного порядка".

- Десять лет назад вступил в силу закон о народной дружине. Мы считаем, что это формирование должно стать общественно-государственным. Это нужно для более тесного взаимодействия с городскими властями, которые могут ставить различные задачи перед дружинниками. Вспомните недалекое событие в нашем городе – передвижение Олимпийского огня. Без народной дружины полицейским было бы очень сложно, потому что для оцепления не нашли бы такого большого количества людей. Также дружинники помогали людям, которые пришли посмотреть на это действие, поддерживали общественный порядок при выходе из метро.

И здесь возникает принципиальный вопрос: если структура общественно-государственная, то государство может материально поощрять членов народной дружины. В отличие от общественных формирований, которые существуют на пожертвования или специальные гранты.

Важно, каким образом дружинники будут взаимодействовать с правоохранительными органами, будут ли идти с ними в ногу, вместе следить за территорией. Десятилетний опыт Москвы показывает, что взаимодействие необходимо. Существует много общественных организаций, которые тоже называются народными дружинами, но ведут свою узконаправленную деятельность, по решению своих руководителей, и их работа, возможно, не всегда полезна для города. В этом есть определенная опасность.

- У многих жителей города складывается ощущение, что в Москве растет разобщенность: каждый сам за себя и в случае опасности никто не заступится, не вмешается...

- Я не вижу никакой разобщенности. Вы имеете в виду граждан, которые равнодушны друг к другу в большом городе? Это не так, все зависит только от человека. Темп жизни в Москве значительно выше, чем в других городах, именно поэтому, к сожалению, мы очень часто даже не знаем своих соседей по подъезду.

Но, с другой стороны, я вижу, как работают старшие по домам. Ситуация в городе очень сильно изменилась, когда жители стали сами управлять своими домами, возникли товарищества собственников жилья. Люди стали приходить на собрания, чтобы им поставили забор, создали парковочные места. Это дало некий толчок, они стали внимательнее относиться друг к другу. Разные ситуации возникают и в метрополитене: когда кому-то плохо, тут же подходят люди, достают из сумок таблетки, оказывают первую медицинскую помощь, поддержку, вызывают врачей.

Но, с другой стороны, когда начинается какая-то потасовка и заваруха, все стыдливо отворачиваются и делают вид, что не замечают этого. Тем не менее, кто-то все равно подходит в метро к колонне экстренного вызова и нажимает тревожную кнопку.

В Москве нужно создавать общественные формирования, городу не хватает того количества полицейских, которое осталось после сокращений. Когда эти проблемы будут решены, тогда мы перестанем быть равнодушными.

- Что-то уже предпринимается в этом направлении?

- Пока решаются вопросы, связанные с патрульно-постовой службой, с размещением участковых уполномоченных на территории, усилением контроля над их деятельностью. Задача полиции, как бы пафосно это ни звучало, - заниматься самоочищением, чтобы в ее рядах не было нечестных людей. Нужно отслеживать все, что происходит вокруг. Чтобы любой эпизод, который произошел на территории, был расследован, и, если нарушение все же произошло, принимать жесткие меры, такие как увольнение и возбуждение уголовных дел против нарушителей.

- Как в городе реализуется программа "Безопасный город"?

- Это основная программа, по которой выделяется бюджетное финансирование для городских структур. Деньги направлены на технические средства: видеонаблюдение, систему распознавания нарушителей на дорогах; на системы безопасности внутри дворов - кодовые замки, домофоны, на обеспечение пожарной безопасности - на авиацию, высотные подъемники, которые доставляют воду на этажи, мобильные группы, которые могут передвигаться с учетом пробок, а также на проведение антитеррористических мероприятий.

- Помогают ли в охране общественного порядка камеры на улицах города? Или работу системы видеонаблюдения необходимо совершенствовать?

- Усовершенствование уже происходит. Оптимизация заключается в том, что наука не стоит на месте, появляются камеры лучшего разрешения, с более широким диапазоном. Сейчас они охватывают все большие территории, все события происходят под прицелом объектива, и мы должны быть к этому готовы. Женщины должны прекрасно выглядеть и в автомобиле, и на улице. Однако видеонаблюдение не предотвращает преступления и правонарушения.

Многие люди говорят: "Повесили видеокамеры, а под ними дерутся хулиганы!". Конечно, они дерутся, ведь им все равно, снимают их или нет. Но потом их обязательно найдут. Сейчас появляются базы данных, по которым распознают и идентифицируют людей. Сегодня уже есть возможность достаточно быстро найти и наказать правонарушителя за те деяния, которые он совершил в общественном месте. Видеонаблюдение - это этап развития техники на сегодняшний день. Когда будет создано что-то виртуальное в обеспечении безопасности, тогда не станет камер и начнется следующий этап.

- Как обстоят дела с безопасностью на территории Новой Москвы?

- Это совершенно новые для нас территории, и мы закладываем большие средства на их развитие. В Новой Москве нужно решить множество вопросов: и по пожарной безопасности, и по системе оповещения в случае чрезвычайных ситуаций, по антитеррористической защищенности, видеонаблюдению и другие.

- Насколько остро в городе стоит проблема с наркотиками, и как эта ситуация влияет на безопасность в городе?

- Это действительно серьезная проблема. Она связана с тем, что Москва по своему географическому положению и по наличию портов, аэропортов, подъездных дорог является наркоузлом, через который проходит большое количество наркотиков. В Москве существует городская антинаркотическая комиссия. Но не менее важна и помощь москвичей, которые могли бы на ранних стадиях выявлять людей, находящихся в пограничном состоянии.

Еще один вопрос связан с тестированием школьников. Я считаю, что этот метод тоже поможет в борьбе с наркотиками. Вообще наркомания - это социальное явление, поэтому чем больше люди заняты, вовлечены в общественную жизнь, имеют работу, тем меньше употребляют наркотики в том или ином регионе.

В Москве ведется адресная работа, закрываются наркопритоны, выявляются поставщики. Сотрудники наркоконтроля и правоохранительных органов проводят большую оперативно-розыскную работу.

- Можете дать несколько советов москвичам, как следует себя вести, чтобы обеспечить свою безопасность в городе? Например, в местах массового скопления людей, лесопарках, спальных районах?

- Здесь, наверное, нет всеобщих рецептов, но все равно каждый человек, который вышел в город, должен быть бдительным. К сожалению, многие думают, что если они вышли в город, то совсем необязательно следить за своей сумкой, которую могут похитить вместе с документами, совсем необязательно следить за детьми, которые находятся вроде бы рядом. Надо понимать, что очень многие вещи мы провоцируем сами. Убедительная просьба ко всем автомобилистам - не бросать на переднем сидении свои сумки, документы, ценные вещи, драгоценности. Все эти провокации приводят к совершению правонарушений и преступлений. Пожилым людям тоже нужно быть внимательными и осторожными. Сейчас очень много мошенников, которые звонят им по телефону, предлагают обменять старые купюры на новые, представляются сотрудниками департамента соцзащиты населения.

Как только раздается звонок, что кому-то "привалило счастье" с большим количеством денег, автомобилем, новой квартирой, обязательно нужно перепроверить эту информацию. Мошенники существовали и при Иване Грозном - во все времена. Я бы попросила всех быть бдительными и следить за тем, что происходит вокруг вас.

- Есть ли какие-то отличия по соблюдению безопасности в "спальном районе" и в центре Москвы?

- Опасности бывают разными. Здесь нет каких-то индивидуальных рецептов. Все люди должны понимать, что ночное время наиболее опасно для прогулок по улицам как в центре, так и на окраинах города. Меры личной безопасности нужно соблюдать всегда и везде. Не важно, где вы живете, в центре или на окраине - квартиру свою всегда надо закрывать на ключ и не класть его под коврик.

Беседовала Галина Малина