Форма поиска по сайту

"Моя улица-2017". Замоскворечье и Котельники

Масштабная программа реконструкции столичных улиц перешла в 2017 году в Замоскворечье и на Котельническую набережную. Строители обновили пространства вокруг знаменитой сталинской высотки, на Болотном острове, а также возле трех станций метрополитена. Везде заменили тротуары на новую гранитную плитку, спрятали под землю провода, установили фонари и лавочки, а также озеленили территорию.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Район Якиманки

В 2017 году в Москве состоялась наиболее масштабная программа реконструкции городских пространств "Моя улица". В августе этого года работы прошли в Замоскворечье, где коснулись семи улиц. Это: Бабьегородский переулок; Мароновский переулок; Якиманский переулок; Первый Голутвинский переулок; Третий Голутвинский переулок; Четвертый Голутвинский переулок; Якиманская набережная.

Благоустройство охватило 4,9 га, а общая протяженность улиц, которые были отремонтированы по программе, достигла 1,7 км. Якиманский и Голубвинский переулки стали зеленее – там высадили по 74 дерева, а в Бабьегородском и Мароновском переулках поставили больше всего лавочек и урн.

Якиманская набережная

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Название получила по близлежащей улице Большая Якиманка, которая в свою очередь была названа по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, впервые построенной в 1493 году и снесенной в 1933 году.

После 1812 года Голутвинская слобода индустриализуется, а к концу XIX века застраивается крупными фабричными зданиями Рябушинских и Истоминых. В конце 1990–начале 2000-х годов фабрики и дома по набережной были перестроены под офисы или вовсе заменены бетонными муляжами.

Бабьегородский переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Переулок пролегает от улицы Большая Якиманка до Мароновского переулка, заканчивается входом в парк “Музеон”.

Мароновский переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Расположен в центре Москвы на Якиманке между 1-м Бабьегородским переулком и Крымским Валом. Некогда носил название Старый Огородный переулок − по находившимся на нем огородам. Впоследствии назывался также Большим Якиманским (по улице Большая Якиманка). Современное название появилось в конце XIX века по церкви преподобного Марона Исповедника, пустынника Сирийского.

Якиманский переулок

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Название переулок получил в XVIII веке по расположенной рядом Большой Якиманке. Он находится в центре столицы на Якиманке между Большой Якиманкой и 2-м Бабьегородским переулком.

Первый, Третий и Четвертый Голутвинские переулки

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/3-й Голутвинский переулок

Название Голутвинских переулков известно с XIX века. Получили его они по подворью коломенского Голутвина монастыря (в летописи Голутвинский двор монастыря упоминается уже в 1472 году), который, видимо, наименован по урочищу Голутвино (голутва – "просека, вырубка в лесу", то есть голая местность, без растительности). Также здесь находилась Голутвинская или Голутвина слобода.

Замоскворечье

В Замоскворечье реконструкция затронула четыре улицы. Это: улица Балчуг; Лубочный переулок; Болотная улица; Болотная набережная.

Общая протяженность улиц составила 2,1 км, а площадь благоустройства – 9,2 га. Гранитной плиткой замостили 16,5 тыс. кв. м, установили 47 фонарных столбов, а также 57 урн и лавочек. Болотная набережная стала более зеленой: там появились 44 дерева и 132 кустарника.

Улица Балчуг

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Улица Балчуг расположена в районе Водоотводного канала. Она тянется на 250 метров, ограниченная Москвой-рекой и Водоотводным каналом, и проходит от Раушской набережной до Садовнической набережной, за Чугунным мостом переходя в Пятницкую улицу.

Слово "балчуг" тюркского происхождения, используется в значении "грязь", "болото", "трясина". Улица Балчуг в Москве находится в районе древнего московского урочища Болото. Это одна из самых старинных московских улиц, возникшая в конце XIV века. В XVIII веке напротив нее был перекинут деревянный мост через Москву-реку, соединивший Кремль и расположенный к востоку от него посад с дорогой, шедшей на юг.

В 1552 году на Балчуге Иван Грозный открыл первый московский кабак, который представлял собой постоялый двор, где продавались кушанья и напитки. В XVI–XVII веках здесь находилась одна из царских Садовых слобод, городские бани и продуктовый рынок. В конце XIX–начале XX века на этой улице преобладали дома лавочников и торговцев.

Лубочный переулок

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Лубочный переулок до 1922 года назывался несколько иначе – Лубковский. Это миниатюрная улица в длину всего 58 м, расположена между улицей Балчуг и Малым Москворецким мостом. Полагают, что название переулка, известное с XVII века, возникло в связи с изготовлением здесь лубяных, то есть плетеных из липового лыка, канатов, которыми скрепляли части плавучего моста через Москву-реку.

Переулок в первоначальной конфигурации встречается в планах с конца XVIII до начала XX века, где показан узким, плотно застроенным. Западная и южная стороны переулка снесены в 1930-е годы при строительстве Большого и Малого Москворецких мостов. После сноса единственного дома на южной части застройки (дом №1) Лубочный переулок фактически слился с набережной водоотводного канала, представляя собой единую проезжую часть.

Болотная улица

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Болотная улица проходит от Фалеевского переулка до Малого Москворецкого моста, проложенного через Водоотводный канал. Она лежит между Софийской набережной и Водоотводным каналом. Нумерация домов ведется от Малого Москворецкого моста. Название появилось в XVIII веке и было дано по Болотной площади, от которой улица и берет начало.

Свой теперешний вид набережной улица приобрела в конце XVIII века после проведения Водоотводного канала. Тем не менее за ней сохранился прежний статус улицы. В 1960 году была переименована в улицу Татьяны Макаровой − фронтовой летчицы, Героя Советского Союза. В 1994 году улице было возвращено историческое название.

Болотная набережная

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Болотная набережная лежит на левом (северном) берегу Водоотводного канала. Начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и Москвой-рекой, оканчивается у Малого Москворецкого моста. Болотная набережная объединяет две исторические местности Москвы – Берсеневку и Болото. Западная часть набережной, так же как и расположенная к югу Голутвина слобода, в XIX веке превратилась в промышленную зону в самом центре города.

В 80-х годах XIX века построили фабрику "Красный Октябрь". В 1906 году по проекту архитектора Башкирова на Болотной набережной была построена Московская трамвайная электростанция, действующая по сей день (МОГЭС-2).

Котельники

На другом берегу Москвы-реки благоустройство затронуло две набережные и один переулок. Вокруг знаменитой сталинской высотки появилось более 2 тыс. кустарников, больше 500 деревьев, а также новые тротуары, фонари и лавочки. По программе "Моя улица" здесь реконструировали: Котельническую набережную; Первый Котельнический переулок; Гончарную набережную.

Всего здесь благоустроили более 11 га и 1,46 км улиц. Все тротуары вымостили новой гранитной плиткой, поставили 74 дополнительных фонарных столба, чтобы москвичам и гостям столицы было приятнее гулять по набережным вечером. Кроме того, посадили деревья, декоративные кустарники, поставили урны и лавочки.

Котельническая набережная

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Котельническая набережная расположена на левом берегу Москвы-реки, от устья Яузы и Малого Устьинского моста до 1-го Гончарного переулка. Названа в начале XX века по бывшей Котельнической слободе. В 70-х годах XIX века сооружена каменная набережная, которую реконструировали в 1930-х годах. В 1948–1952-х годах у устья Яузы построили знаменитую сталинскую высотку (д. 1/15).

Котельнический переулок

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

1-й Котельнический переулок находится в Таганском районе Москвы между Гончарной улицей и Котельнической набережной. Название получил по существовавшей в этой местности Дворцовой Котельной слободе (она же Котельники), где жили мастера, изготовлявшие котлы. Впервые слобода упоминается в 1547 году. 1-й Котельнический переулок начинается от Гончарной и проходит на запад до Котельнической набережной.

Гончарная набережная

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Гончарная набережная протянулась между 2-м Гончарным переулком и Народной улицей. Фактически является продолжением Котельнической набережной. До ХХ века Котельническая набережная, включающая в себя участок Гончарной, которая в 1950-х годах была застроена сталинскими домами.

Набережную пересекает Большой Краснохолмский мост, построенный в 1938 году, архитекторами Вахуркиным, Гольцем и Соболевым.

Благоустройство у станций метро

Не забыли власти и о наземной инфраструктуре метрополитена. Летом 2017 года в масштабную программу реконструкции "Моя улица" попали территории вокруг вестибюлей трех станций метро: "Академическая" "Сокол" "Баррикадная"– "Краснопресненская"

Реконструкция затронула более 2,1 га территорий вокруг станций. Строители поменяли покрытие тротуаров и уложили 16,5 тыс. кв. м гранитной плитки, поставили 47 дополнительных фонарных столбов, установили лавочки и урны.

Метро "Академическая"

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Станция "Академическая" была открыта в 1962 году в составе участка "Октябрьская" – "Новые Черемушки". Название получила по существовавшим ранее Академическим проездам, ныне все они переименованы. В проекте находилась под названием "Черемушки".

Наземных вестибюлей станции нет, выходят в город из нее по подземным переходам на площадь Хо Ши Мина, к пересечению улиц Дмитрия Ульянова, Профсоюзная и проспекта 60-летия Октября. Станция сооружена по проекту архитекторов Петуховой, Колесниковой и Фокиной. Художественное оформление станции сведено к минимуму: "Академическая" – одна из первых московских станций мелкого заложения с отсутствием декора, получивших народное прозвище "сороконожек".

Метро "Сокол"

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Строительство станции "Сокол" осуществлялось открытым способом, при котором тоннели и станция возводятся в разрытых траншеях и котлованах и после засыпаются грунтом.

Пассажиры пользуются станцией с 11 сентября 1938 года. В тот же день было открыто метродепо "Сокол", расположенное в районе развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе.

Западный вестибюль был открыт лишь спустя 10 лет – 21 декабря 1949 года. Он расположился на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с храмом Всех Святых во Всехсвятском. А 28 апреля 1960 года был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом.

Метро "Баррикадная" – "Краснопресненская"

Фото: портал мэра и правительства Москвы

"Баррикадная" – станция Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена, расположена между станциями "Улица 1905 года" и "Пушкинская". Открыта 30 декабря 1972 года в составе участка "Баррикадная" – "Октябрьское поле". Названа по одноименной улице.

Под землей с "Баррикадной" можно перейти на "Краснопресненскую" – станцию Московского метрополитена, расположенную на Кольцевой линии между станциями "Киевская" и "Белорусская". Станция открыта в 1954 году в составе участка "Белорусская" – "Парк культуры". Название станции было дано по улице Красная Пресня. Выходит на улицы Красная Пресня и Конюшковская, вблизи Московского зоопарка и высотки на Кудринской площади. У входа в вестибюль стоит скульптура "Рабочий-дружинник" (1955 год, скульптор Зеленский, архитектор Алабян).

Воловатов Виталий