Новый вид мошенничества появился в Москве. Авантюристы выдают себя за рабочих, благоустраивающих центр города. Они предлагают прохожим старинные монеты, "случайно найденные" при раскопках. Откуда берутся эти монеты, как не стать жертвой обмана и можно ли привлечь мошенников к ответственности – в колонке московского блогера
Ивана Нечаева.
Фото: Иван Нечаев
Представьте, выходите вы, скажем, из кафе, с деловой встречи, дружеских посиделок, прогуливаетесь в театр или просто идете с работы. В Москве вам совершенно невозможно никуда попасть, не пройдя мимо бело-зеленых ограждений, где кипит работа по интенсивному вскапыванию.
Вдруг из-за этого забора на вас выходит пара человек в рабочей одежде, запачканной (специально, но вы этого еще не знаете), с видом утомившихся трудяг. У них вид типичных гастарбайтеров с ближнего постсоветского пространства. Возраст – внушающий почтение, около 40 лет. И обращаются они к вам на хорошем, вежливом русском языке с ни к чему не обязывающей просьбой.
– Простите, не могли бы вы нам помочь? Мы тут работаем, откопали какие-то монеты, они явно древние. Вы не могли бы в телефоне посмотреть, что это, сколько они стоят, чтобы нас не обманули.
Монеты плавно перемещаются к вам в руку. Учитывая, что это вполне нормальная, тактичная просьба, которая ни к чему не обязывает, если вы, например, не ксенофоб или что-то в этом духе, и у вас есть смартфон с вай-фаем или мобильным интернетом, то почему бы и не согласиться.
На диковинный вид старинных монет начинают с любопытством останавливаться некоторые и другие прохожие. Вы открываете Гугл и видите, что монеты эти стоят не то, чтобы какие-то миллионы – около 40 тысяч рублей. И если вы порядочный человек – вы об этом торжественно сообщаете трудягам и намереваетесь уйти. Но тут вас ждет другая просьба.
– А, может, вы ее купите? За сколько сможете. Мы все равно никуда ее деть не сможем, у нас просто отберут, скажут: украли. А мы тут пашем сутками, прораб 2 месяца уже зарплату не платит. Ни поесть толком, ни домой отправить. Вы – русский, вы легко ее продадите, а нам хоть какая-то сумма.
Фото: Иван Нечаев
Допустим, что вы не самый ушлый человек и не купились на легкую наживу. Но, возможно, вы отзывчивы. Вы видите логику в этих словах. Прекрасно понимаете, что, возможно, там нет регистрации, что точно монеты эти никуда они не денут даже за 10 тысяч. И вот вы на удочке, игра началась.
На моих глазах прекрасный молодой парень искренне говорил, что у него нет достаточно денег, что он не хочет поступать с этими людьми нечестно, обманывать их. Рабочие продолжают:
– Ну, сколько не жалко, у нас нет большого выбора.
Парень говорит, что, мол, у него максимум тысяча свободная есть, но монеты, откопанные в центре Москвы, стоят гораздо дороже. Рабочие задумываются и нехотя соглашаются, мол, лучше синица в руках, чем журавль в небе. К тому же монет несколько, люди заинтересованно останавливаются, может, еще будут желающие.Фото: Иван Нечаев
Тут появляется дядечка, который устал от действий московских властей, от этих раскопок и реноваций, который начинает рассуждать, мол, до чего докатились, исторический центр перекапывают, сокровища московского центра разбазаривают. Как же надоело это все.
Должен подчеркнуть, что дядечка этот никакой не подсадной, он вполне искренне устал от этих наспех сделанных, насильственных раскопок и нескончаемых бело-зеленых лабиринтов.
И вот вы тоже начинаете об этом задумываться, мысленно негодовать. И, что самое важное, отвлекаетесь от главного – от подлинности самих монет. Этот фактор отходит на второй план.
И люди соглашаются. Кто-то берет за тысячу, кто-то может и за 10 тысяч рублей.
Рабочие же предельно вежливы, тактичны, никакого бегающего взгляда, твердая вера в предлагаемые обстоятельства. Они ничего не навязывают. Они ничего не требуют. Они готовы пройти с вами к банкомату, но будьте уверены, если до этого дойдет, вы это предложите сами. Без гипноза и насилия. Просто от порядочности и отзывчивости (узнаете себя?).
Сидя на бульварной скамейке и став невольным свидетелем этой сцены, чуть позже я пообщался со знакомым нумизматом. Даже не дослушав историю, он начал рассказывать.
Во время "Моей улицы" сделали 1000 настоящих археологических находок
При благоустройстве московских улиц на самом деле находят древности. Так, в ходе работ на Биржевой площади этим летом
обнаружили стены храма XVI века и артефакты еще более раннего периода. Среди находок нательные кресты с заготовками под отверстие для цепочки, заготовка для перстня из сердолика, фрагменты оружия. Эксперты полагают, что в этих местах располагалось оружейное и ювелирное производство.
Откопали во время работ также керамическую посуду, медные монеты. Одна из наиболее интересных находок – шахматная фигурка-конь, изготовленная из рога. Большое число найденных статусных импортных вещей и металлических изделий может свидетельством о высоком благосостоянии жителей местности в XIV–XVI веках, считают в Мосгорнаследии. Самые древние находки датируются второй половиной XII века.
Фото: Агентство "Москва"/Андрей Никеричев
Археологические находки, сделанные в ходе программы благоустройства "Моя улица", выставят в середине августа в Музее Москвы. Всего в экспозиции будет около тысячи артефактов, сообщило
Агентство "Москва".
В связи с ценными археологическими находками раскопки продлили еще минимум на месяц. Окончание работ по благоустройству в рамках программы "Моя улица" из-за этого сдвинется. Они продлятся предположительно до ноября 2017 года.