Кадр из фильма "Люси". Фото: imdb.com
В московский прокат вышла новая картина Люка Бессона "Люси". В главной роли - Скарлетт Йоханссон. Обозреватель сетевого издания M24.ru Максим Эйдис рассказывает о новом фильме и ностальгирует по "старому" Бессону.Симпатичная молодая американка по имени Люси – точно не из тех, кто дни и ночи напролет просиживает в библиотеках или в интернете, штурмуя интеллектуальные вершины. Беззаботность и детская наивность девушки так прямо и бросаются в глаза. Видимо, как раз поэтому Ричард, недавний знакомый и очередной спутник Люси в Тайбэе, и решает свалить на девушку все свои проблемы. В два счета задурив блондинке голову, проходимец отсылает ее в качестве курьера к корейским мафиози. Ну, а те, недолго думая, зашивают в живот перепуганной до полусмерти девушки полкило нового синтетического наркотика и вручают ей и еще пяти жертвам билеты на самолет.
Корейцы явно не намерены шутить, так что выбора у Люси не остается - и вот она уже корчится от боли на полу грязного полицейского участка в ожидании изнасилования. Кажется, что спасения нет: однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Пакет внутри тела рвется, но мощная доза таинственного вещества не убивает Люси, а делает ее сильнее. Теперь вместо 5 процентов своего мозга она может использовать 10 процентов (что легко решает, например, проблему в участке), но и это не предел. Эффективность мозга растет с каждой минутой, и вскоре его обладательница обнаруживает, что может не только видеть сквозь стены и стрелять без промаха, но и, например, управлять электрическими сигналами в любой точке земного шара. Вчерашняя недотепа превращается в сверхчеловека, готового вступить в бой с любым соперником – вот только человечности в ней самой остается все меньше и меньше…
По логике, здесь-то Люку Бессону и следовало бы закончить свой новый фильм. Не столько потому, что приведенного выше сюжета для полнометражной картины было бы достаточно (ловкий Бессон ухитряется втиснуть все перечисленные события в двадцать минут), сколько из-за того, что судьба сверхлюдей, подвешивающих своих противников к потолку силой мысли и путешествующих сквозь пространство и время к истокам цивилизации, зрителей обычно не слишком занимает. Особенно в тех случаях, когда "сверхчеловечность" по мере продвижения сюжета лишь возрастает. Ну, разве могут все эти жалкие людишки, нелепо гримасничающие на пути очередной бессоновской красавицы - будь то французские полицейские или азиатские гангстеры - противостоять всесокрушающей мощи самосовершенствующегося сознания? Разумеется, нет – а раз так, то и никакой интриги у фильма, по сути, не остается.
Кадр из фильма "Люси". Фото: imdb.com
Можно, конечно, вспомнить "Супермена", "Железного человека", или, скажем, героиню Милы Йовович в франшизе "Обитель зла". Но в любом супергеройском фильме положительному сверхчеловеку противостоит обаятельный и ничуть не менее мощный злодей, присутствием которого на экране Люк Бессон почему-то не озаботился. Нет, у Люси в фильме есть противник вполне достойный: само время. Вот только бой "супервумен" с единственной реальностью нашего мира проходит не на улицах Парижа (куда, в итоге, и переносится действие фильма), а внутри сознания девушки -- за которое в фильме, как обычно, отвечают не каскадеры и монтажеры, а специалисты по компьютерной графике. Даже Бессону, несмотря на все его таланты, оказалось не под силу оригинально решить задачу визуализации внутреннего мира персонажей. В результате, непревзойденный мастер экшна, только что развернувший масштабную бойню с погонями и перестрелками на центральных улицах Парижа, вдруг куда-то исчезает, а на его место приходит… ну, например, вчерашний студент какой-нибудь западной киношколы.
Трехмерные "полеты" внутри компьютерного человеческого тела сменяют на экране зарисовки из жизни человечества в духе National Geographic, сгенерированные Silicon искрящиеся тоннели a la "Матрица" сменяют кадры, уже совсем не прикрыто цитирующие "Космическую Одиссею". Один из самых необычных режиссеров своего поколения, Люк Бессон оказался ничуть не лучше своих многочисленных коллег, только и мечтающих, что о славе Стэнли Кубрика, но совершенно не готовых к тому, что второй Стэнли Кубрик, случись он, уже никому не нужен.
Кадр из фильма "Люси". Фото: imdb.com
Впрочем, если уж вспоминать о повальной "кубрикомании", на фоне других Бессон смотрится не так уж плохо: во всяком случае, ему хватает ума и вкуса не разыгрывать перед зрителями роль нового мессии или гуру, и не надувать щеки подобно Кристоферу Нолану ("Начало") или Терренсу Малику ("Древо жизни"). Несмотря на всю свою непутевость, "Люси" пусть и не интригует, но хотя бы сохраняет свою динамику, а сам Бессон, очевидно, не растерял еще до конца свою иронию и чувство юмора, которые, сказать по правде, и вытаскивают его новый фильм на приемлемый уровень. Разумеется, речь не о том, что "Люси" - фильм, способный встать в один ряд с бессоновскими хитами из прошлого века - "Голубой бездной", "Подземкой" или "Леоном". Но и пристыдить мэтра в случае с "Люси" нечем: пусть сценарий фильма непродуман, а зрелище внутренних путешествий Люси лишь навевают тоску, полтора часа бессоновского фильма все еще кажутся от силы получасом. Уже хотя бы за лаконичность Люку Бессону стоит быть благодарным: в конце концов, зрители - всего лишь люди, исход битвы которых со временем предрешен. Раз уж сегодня Люк Бессон уже не может так глубоко затронуть наши чувства, как раньше, то спасибо ему за то, что неспособный, несмотря на все свои неоднократные обещания, окончательно бросить профессию, он хотя бы бережет наше время. Оно ведь, как ни крути и не крутись, всем нам еще пригодится.
Максим Эйдис