Фото: ТАСС/Howe & Howe Tech/Barcroft Cars
Те, кто смотрел последнюю часть "Безумного Макса", наверняка получили отдельное эстетическое удовольствие от показанных в фильме постапокалиптических боевых автомобилей. Дизайнеры и впрямь постарались на славу: чего там только нет, начиная с шипастых бронированных фур и заканчивая лимузином-бигфутом. Но это как раз тот редкий случай, когда кино стало лишь бледным отражением действительности.
На всех этапах эволюции транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания в самых разных горячих точках планеты человечество без устали плодило агрегаты самого чудовищного вида. Некоторые из них не привиделись бы голливудским творцам даже после изрядной дозы расширяющих сознание веществ. Обозреватель m24.ru Алексей Байков собрал информацию о самых интересных образцах боевого народного творчества.По-научному данная разновидность самобеглых повозок называется импровизированной бронетехникой. Появляется она там, где производство нормальных боевых машин либо отсутствует вовсе, либо не успевает за потребностями войны. Народ запирается в гаражах, хватает и начинает курочить, превращая в подобие танков все, что под руку попадется: грузовики, автобусы, тракторы, легковые седаны и даже мотоциклы.
В поле такой агрегат не воин – кустарная броня почти всегда бессильна против армейских средств поражения: противотанковых пушек 20–40-х годов прошлого века или современных ракет. Да и перегруженное "тюнингом" колесное шасси наглухо застрянет в первой же воронке от снаряда. Зато в городах против противника, вооруженного в основном легким стрелковым оружием и РПГ (противотанковый гранатомет, в народе известный как базука), сойдет.
Если читатель желает большей научности, то с некоторой долей условности все многообразие импровизированной бронетехники можно разделить на гантраки (англ. gun truck – вооруженный грузовик), бронетракторы, блиндированные автомобили, а также на все остальное, что классификации уже никак не поддается.
Чудеса техники – первые импровизированные броневики
Начало безумию было положено на родине танков – в Англии. Неизвестно, был ли данный экземпляр самым первым, но его можно с уверенностью назвать одним из пионеров в своем классе:
Фото: img-fotki.yandex.ru
В 1911 году в Ливерпуле местный объединенный профсоюз моряков торгового флота и пожарных объявил забастовку. В те времена было принято решать трудовые конфликты при помощи пулеметных очередей, но все пошло не по сценарию.
В забастовке участвовали около 85 тысяч физически развитых мужчин, а местная полиция из солидарности с пожарными стрелять в народ отказалась. Тогда ей на подмогу прислали армейский гусарский полк, но и стражей порядка все же заставили участвовать: разгон демонстрантов должен был выглядеть законным. Чтобы полицейские не понесли излишних потерь от летящих с крыш домов камней и бутылок, для них соорудили чудо техники, обшив досками обычный грузовик и добавив сверху защитную сетку.
А вот машинка для более серьезных сражений, оставшаяся в истории под именем Guiness Armored Lorry, к одноименной марке пива имеет самое непосредственное отношение:
Фото: easter1916.ie
В 1916 году, когда большинство солдат британской короны плечом к плечу с французами и подневольными союзниками из колоний гнили в окопах Великой войны, ирландцы решили, что настало самое время отхватить себе кусочек независимости. Началось знаменитое Пасхальное восстание. В первый же день боевикам Ирландских добровольцев и Ирландской гражданской армии удалось захватить ряд ключевых точек в Дублине, построить баррикады и закрепиться.
Британцам предстояла целая неделя кровавых городских боев, так что они были готовы на все, чтобы снизить возможные потери.
Так и родился типичный образец броневика из подручных материалов. Конструкторы взяли трехтонный грузовик "Даймлер", обшили листами железа водительскую кабину и мотор, а вместо кузова поставили паровой котел, реквизированный на пивоварне "Гинесс". В нем прорезали ряд амбразур для стрельбы из личного оружия. Часть из них просто нарисовали, дабы ввести в заблуждение ирландских снайперов.
Всего было изготовлено около пяти подобных машин. После подавления восстания броню с них сняли, а котлы вернули хозяевам. Сохранились только фотографии.
В это же самое время на другом конце света американцам для борьбы с мексиканскими повстанцами Панчо Вильи срочно понадобилась хоть какая-то бронетехника. Не мудрствуя лукаво, они взяли обычные легковые автомобили и оснастили их пулеметными щитками. Получилось дешево и сердито. О безопасности механика-водителя подобной автотачанки никто не думал. В результате его легко могла достать вражеская пуля.
Фото: russiannavy.net
Не спалось и французским военным и конструкторам за год до Пасхального восстания. На фронте еще не появились в товарном количестве британские танки Mark I, до этого оставался целый год, а пока что пейзаж поля боя после очередной бессмысленной атаки напоминал мясную лавку. Пулеметы и полевые пушки срезали бойцов, что коса траву, и конца-края этому кошмару не предвиделось.
И тут инженеру Обрио-Габэ пришла в голову спасительная, как ему казалось, идея – превратить в боевую машину обычный сельскохозяйственный трактор. В результате получилось нечто ужасное с гордым именем "Крепость".
Фото: wikimedia.org
За основу Обрио-Габэ взял трактор Filtz, обшил его броней, а сверху установил монументальных размеров вращающуюся (неслыханное по тем временам новшество) башню с 37-миллиметровой пушкой. Кабель, который отчетливо виден на фотографии, судя по всему, предназначался для подачи электричества к приводу вращения башни. Откуда он шел – неясно, видимо, сзади "Крепость" должна была возить за собой тележку с аккумулятором.
Французские военные презрительно обфыркали подобный эрзац, и пришлось инженеру делать второй вариант своего детища, уже безо всяких там башен, с намертво закрепленным в корпусе пулеметом. В таком варианте бронетрактор Обрио-Габе был изготовлен малой серией в 10 машин и отправлен на фронт для испытаний.
Там и выяснилось очевидное: со своим мотором в 45 лошадиных сил, на колесах, отягощенный весом брони бывший "Филц" оказался не в состоянии преодолеть мало-мальски пересеченную местность. По изрытой снарядными воронками нейтральной полосе он не проехал бы и десяти метров.
Свои энтузиасты превращения тракторов в танки нашлись и в России. В 1916–1917-х годах по проекту полковника Гулькевича два полугусеничных трактора фирмы Allis-Chalmers Motor Truck Ltd. были переделаны на Путиловском заводе в боевые машины. Вооружение каждого самодвигателя, как их назвал изобретатель, состояло из 76,2-миллиметровой горной пушки Данглиз-Шнайдера на специальном станке, установленной в задней части бронекорпуса, и двух пулеметов максимов в круглой вращающейся башне. Толщина брони составляла 6,5 миллиметра.
Фото: lh6.ggpht.com
Боевые машины нарекли "Ильей Муромцем" и "Ахтырцем". В ходе испытаний самодвигатели показали себя вполне надежной техникой, но до фронта они так и не доехали – начались всем известные события. Оба бывших трактора приняли в них самое непосредственное участие. "Илья Муромец", переименованный в "Красный Петроград", охранял Смольный, а "Ахтырец" был отправлен в Москву, где участвовал в
боях с юнкерами на Кудринской площади, Новинском бульваре, Поварской и Бронной.
С 1918 года "Ахтырец" в составе третьего автобронеотряда Красной Армии сражался с войсками Колчака, в 1920-м он вернулся в Москву для ремонта. Спустя еще два года оба самодвигателя были порезаны на металл по причине изношенности основных агрегатов и отсутствия запчастей.
Рожденные революцией – импровизированная бронетехника гражданских войн
В 1917–1918-х годах сражения Великой войны плавно переросли в революционные бои, а подобные события всегда порождают необыкновенный простор для народного творчества в области постройки бронированных самоделок.
Фото: s117.photobucket.com
Румынский полицейский блиндированный автомобиль совершенно футуристического дизайна, который участвовал в подавлении Венгерской Советской республики. Фотография сделана в Будапеште в августе 1919 года.
Фото: 3.bp.blogspot.com
Его эстонский коллега по имени Wanapagan ("Старый бес"). В прошлой жизни он был двухтонным грузовиком Delahaye, состоявшим на службе в российской армии. Переделали его рабочие из депо Пярнусской узкоколейной железной дороги. Бронирован котельным железом, деревом и холстяной паклей. Вооружение – два пулемета Льюиса и один максим. Сражался против немецкого добровольческого корпуса фон дер Гольца. Славный боевой путь и его окончание неизвестны.
Импровизированная бронетехника пережила самый настоящий расцвет во время Гражданской войны в Испании (1936–1939 годы). Своего производства танков в стране не было. Франкистам бронетехнику в изобилии поставляли Германия и Италия, чуть позже на вооружение республики начали поступать советские БТ и Т-26, а также бронеавтомобили БА-6, БА-3 и ФАИ. При этом режим невмешательства, установленный европейскими державами, был организован таким образом, что немецкие и итальянские поставки для фашистов проходили без задержек, в то время как друзьям республики каждый раз приходилось совершать немыслимое количество обходных маневров.
Словом, республиканцам танков не хватало, но зато в изобилии имелась продукция родной автомобильной фирмы "Испано-Сюиза", производившей в том числе грузовики и автобусы. Склепать собственный броневик, а желательно партию, почитала своим священным долгом чуть ли не каждая авторемонтная мастерская. Подобная "бронетехника" в Испании даже получила собственное название – "тизнаос". Слово "бронетехника" не случайно взято в кавычки, поскольку броневого проката в Испании тоже не делали и тизнаосы обшивали чем попало: кровельным и котельным железом, досками и даже матрацами.
Дальше не стоит рассказывать – лучше смотреть:
Фото: img-fotki.yandex.ru
Франкистская выставка трофейных вооружений в Сан-Себастьяне, 1938 год. Захваченный республиканский броневик
Фото: ic.pics.livejournal.com
Похоже, именно этот импровизированный танк стал прообразом всем известного гроба на колесиках. Внимание стоит обратить не только на авангардный дизайн, но и на изящное решение проблемы дополнительного бронирования: для пущей стойкости корпус обмазан цементом.
А вот и матрацы на броневике анархистов Дурутти "Монкада". Надпись на крыше гласит "Да здравствует ФАИ!" (Федерация анархистов Иберии).
Фото: blog.ppedreira.com
Фото: ic.pics.livejournal.com
Еще один анархоброневик, буквы на черном флаге – это уже знакомая нам FAI плюс CNT (НКТ, Национальная конфедерация труда). Фактически это была одна организация, точнее, FAI служила боевым крылом СNT. Типичный представитель семейства бронемашин, изготавливавшихся в мастерских Construction Field в Барселоне на базе американских грузовиков Federal. Вооружение состояло из одного пулемета Хотчкисса в башне и личного оружия членов экипажа. Встречались также экземпляры с башнями от подбитых Т-26.
Фото: ic.pics.livejournal.com
А это уже франкистское творчество. Первоисточник – гусеничный трактор "Катерпиллер", вооружен двумя пулеметами Хотчкисса, 1936 год.
Фото: pics.livejournal.com/elven_tankmen
Фашистские тизнао" выглядели чуть аккуратнее своих республиканских собратьев, но все равно сохраняли характерные черты стиля "бронированный сарай".
Фото: img-fotki.yandex.ru
И печальный финал этой истории – интернированная бронетехника бывшей республики на юге Франции, 1939 год.
Народные танки Второй мировой и Великой Отечественной войны
Об этих машинах можно написать не то что отдельную статью, а небольшую книгу. Несмотря на то что со всех сторон в конфликте участвовали страны, имевшие достаточно развитую промышленность, выпускавшую танки и прочую бронетехнику десятками тысяч экземпляров, самоделкины на местах изощрялись кто во что горазд. Ремонтники Африканского корпуса Роммеля понаделали множество противотанковых САУ (самоходных артиллерийских установок) на базе шасси трофейных британских танков и грузовиков. Орудия для них подбирали по принципу "в хозяйстве завалялось". Свои броневики из грузовиков и автобусов делали подпольщики всевозможных Сопротивлений. Ну и конечно же, нельзя не вспомнить про отечественного производителя.
Вот, пожалуй, самый известный советский бронетрактор:
Фото: ljplus.ru
Называется одесская машина НАИ, или НИ-1, что расшифровывается как "на испуг". В августе 1941 года, когда румынские войска вплотную подошли к городу, инженеры завода имени Январского восстания предложили переделать трактора СТЗ-5 и СТЗ-НАТИ в эрзац-танки. Благодаря лязгу, грохоту и прочим психологическим эффектам, этим машинам в ходе безумной ночной атаки удалось отбросить румын от Одессы, за что они и получили свое название.
Большинство НАИ были вооружены железными трубами вместо орудий, на оставшиеся устанавливали различные малокалиберные пушки или пулеметы ДТ-29. Отдельным счастливчикам достались башни от Т-26. Бронирование было довольно серьезным – корабельная сталь 10–20 мм толщиной, служившая вполне надежной защитой от пуль и осколков. Кстати, в атаку НАИ ходили задним ходом, поскольку самым уязвимым местом у них были передние скаты гусениц.
А сейчас будет страшная правда: показанный на фотографии выше НАИ из подмосковного танкового музея в Кубинке – это новодел, изготовленный для киносъемок. Настоящий НАИ из Одессы выглядит вот так:
Фото: pomnite-nas.ru
Менее известны гантраки Ленинградского фронта – там вообще во время блокады придумали немало любопытной техники, начиная с переделок легковых автомобилей под водородный двигатель и кончая загадочным пистолетом "Балтиец", которого нет ни в одном оружейном справочнике. Эти броневики выпускались Ижорским заводом на базе грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Вооружение на них устанавливалось все по тому же принципу "в хозяйстве завалялось": 45-миллиметровые пушки, 25-миллиметровые авиапушки ШВАК, зенитные "Бофорсы", тяжелые пулеметы ДА и ДШК или обычные станковые максимы.
Фото: wikimapia.org
Тем временем на другом конце земного шара был изготовлен самодельный танк, который до сих пор прочно удерживает за собой звание самой дурацкой и бессмысленной машины за всю историю импровизированной бронетехники. Любоваться им можно
до бесконечности.
Появился этот новозеландский аналог НАИ не от хорошей жизни: еще до войны Британия со злостным упорством игнорировала просьбы бывших колоний о снабжении их армий хоть какой-то бронетехникой и обещала в случае необходимости прислать флот. Между тем "владычица морей" была "где-то там", а агрессивная Япония – почти под боком. Жители "Хоббитании" всерьез опасались возможного десанта. А после того как потомки самураев вышвырнули британские войска из Бирмы, его перспектива стала выглядеть пугающе реальной.
Своего машиностроения в Новой Зеландии отродясь не было, поэтому было решено строить "танки" из того, что есть – из американских бульдозеров Caterpillar D8. Ничего похожего на броню в Новой Зеландии тоже не водилось, и чудо техники обшили закаленным рифленым прокатом, предназначавшимся для заборов и крыш. Испытания на полигоне показали, что такая "защита" могла выдержать разве что обстрел из пулемета винтовочного калибра, но при этом раскаленные брызги свинца все равно попадали внутрь машины сквозь все возможные щели.
Поскольку установить на эту "боевую машину" хоть какую-то пушку не получилось, вооружение "танка Боба Сэмпла" (в честь министра обороны Новой Зеландии) состояло из шести пулеметов "Брен". Два располагались в лобовой части корпуса, один – во вращающейся башне, еще по одному – на каждый борт и последний – в корме. Причем один из передних пулеметов был расположен таким образом, что стрелку приходилось лежать на специальном матрасе прямо поверх двигателя. Заметим, что высота машины составляла три метра 65 сантиметров. Для сравнения, немецкий сверхтяжелый танк "Маус" со всеми своими 180 тоннами веса как-то умещался в три метра и 60 сантиметров.
После того как оба построенных "танка" поучаствовали в военных парадах в Веллинтоне и Окленде, где до глубины души шокировали американского посла, военные вежливо попросили переделать их обратно в бульдозеры. А бывшая метрополия сжалилась и вскоре прислала союзнику нормальные "Валлентайны".
И все же майку абсолютного лидера по производству импровизированной бронетехники в те годы заслуженно носили сами британцы. После того как армия Его Величества потерпела сокрушительное поражение во Франции и спешно эвакуировалась из Дюнкерка, бросив всю технику, впереди явственно замаячила перспектива немецкой высадки на острова. Британцы стали лихорадочно готовиться к защите родных домиков и изгородей, Хоум-Флит находился в постоянной готовности, в небесах шла яростная Битва за Британию, но не было самого главного – сухопутных сил и техники для них.
Алексей Байков