Российскому eBay исполняется пять лет. Мы поговорили с главой московского офиса Ильей Кретовым о том, чем российская сфера e-commerce отличается от международной и чем славится российский экспорт.Фото предоставлено пресс-службой
– Чем торгует Россия на eBay? — Много чем. Категория номер один, которая идет из России на экспорт, – это мода. Есть совершенно уникальные продавцы, реализующие ювелирные украшения ручной работы, – настоящие произведения искусства! Мы видим, что многие из них покупают полудрагоценные камни в Таиланде, фурнитуру в Индии, обрабатывают их и продают готовое изделие.
Также популярны различные коллекционные товары – то, чем eBay всегда славился. Из России очень хорошо идут старые фотоаппараты, коллекционные часы: есть фабрики, например, "Восток", которые продолжают выпускать свои изделия по советским образцам, и их с удовольствием покупают по всему миру в силу необычности товара. Есть категория "запчасти" двух направлений: перепродажа (разобрал, помыл, продал) и производство. Есть ребята, которые делают обвесы для машин, пользующиеся спросом во всем мире.
Другой хороший пример – компания Clever Paper, которая занимается созданием различных игр для детей из бумаги и картона. Они тоже очень неплохо себя чувствуют. И это не говоря уже об известных павловопосадских платках и ломоносовском фарфоре, которые также покупаются во всем мире.
– На российский рынок выходит сейчас огромное количество интернет-магазинов, которые продают товары напрямую через Instagram. Это как-то повлияло на eBay?— Это сложно измерить. Такая торговля бьет по всему классическому структурированному e-commerce. Объем продаж по такому количеству маленьких продавцов посчитать сложно, но все понимают, что он очень большой.
— Какова ваша динамика продаж с 2012 года до сегодняшнего дня?– Здесь я могу привести только те цифры, которые мы публично раскрываем. И если я не ошибаюсь, 2013 год мы закрыли на цифре в полмиллиарда долларов. С тех пор мы не публиковали статистику, но мы подтверждаем положительную динамику своим присутствием в России.
Нужно понимать, что eBay как бизнес – это не только импорт, в основном мы делаем деньги на продажах российских товаров на экспорт. Прошлый год мы закрыли с ростом в полтора раза по сравнению с 2015 годом. В России есть большое количество заинтересованных продавцов, готовых продавать на eBay.
Фото предоставлено пресс-службой
– А есть ли какие-то настолько крупные игроки, что вы начинаете обсуждать с ними стратегии взаимодействия?– В российском офисе мы развиваем 120 стран и с продавцами, особенно крупными, поддерживаем личный контакт. У нас есть проект, который помогает новым российским продавцам выходить на экспорт, хотя новые селлеры – это отдельная история.
Меня иногда спрашивают: что бы я изменил в своем бизнесе? И я понимаю, в первую очередь – установки в головах российских производителей. Между ними и тем, что мы видим в интернете, существует колоссальный разрыв: боты, криптовалюты, майнинг, блокчейн, искусственный интеллект – все эти прекрасные высокотехнологичные глобальные вещи очень далеки от российского производителя.
У него в буквальном смысле огромная пропасть между своим производством и площадкой: как им объяснить, что произвести качественный товар недостаточно? Нужно начать с фотосъемки, затем сделать описание, перевести его на английский, необходимо понимать иностранного покупателя, который не знает русского, да и вообще помнить о том, что клиент всегда прав. Большим производителям тяжело подстраиваться под этот формат. Поэтому для таких продавцов мы активно строим агентскую систему между производителями и eBay, которая будет давать описания, фотографировать и общаться с покупателем.
– А какие еще есть особенности ведения бизнеса в России?– Есть такая концепция – умение работать в неопределенной ситуации. Такой навык развивается сложно и долго, но в России выигрывают те, у кого этот навык хорошо развит.
Команда российского eBay на Московском марафоне. Фото предоставлено пресс-службой
– От чего страдают продажи на eBay? Скажем, как на них влияют курс доллара, погода, сезонность, политика?– Курс валют – это замечательная вещь. От его перепадов мы застрахованы, ведь eBay – это не только Америка, но и Европа, Китай, Индия, Ближний Восток. Случился, например, Brexit – фунт упал, а у нас покупки перетекли в Америку. Доллар упал против евро – продажи переходят в Китай и так далее.
– А Африка на карте eBay, получается, черное пятно?– Что вы, Африка – это сияющая звезда! Интереснейший регион. Если рассматривать Африку в целом, там есть несколько стран, которые развивают электронную торговлю. На севере – это Египет, Марокко, в Сахаре – Кения, Камерун (в основном рынок секонд-хенда), Нигерия, Танзания. И, конечно, есть Южная Африка. Официальный язык e-commerce в этих странах – английский, что уже хорошо.
Но есть и проблемы: в первую очередь – это логистика. В некоторых районах адресов в принципе нет, и выигрывают компании, которые умеют с этим работать. Вторая проблема – это платежи. Например, в Кении, существуют платежи на базе местного телекома, когда деньги привязаны к мобильному телефону. В Нигерии доставка осуществляется за наличные в подавляющем большинстве случаев. В некоторых странах есть сложности с оплатой картами из-за контроля над валютными операциями.
– Как раз в силу этого Африка на сегодняшний день один из главных регионов, развивающих мировую криптовалютную экономику. Вы пока что не планируете введение возможностей оплаты биткоинами?– Да, сейчас много хайпа вокруг этой истории. Какие-то магазины уже начали принимать биткоины при оплате товаров, однако в реальности в момент транзакции происходит конвертация, то есть на самом деле они одновременно обменивают ваш цифровой актив на рубли и проводят оплату через систему уже в рублевом эквиваленте. EBay, конечно, смотрит в эту сторону, но мы не бросаемся туда. Пока что мы просто следим.
Фото предоставлено пресс-службой
– eBay работает в России уже пять лет. Что поменялось за это время?– Первый офис eBay открылся в России в 2012 году. Изначально в России работал сайт eBay.ru, который, по сути, был клоном официального сайта, но где было доступно далеко не все. В апреле 2013 года мы полностью перешли на русскоязычную версию eBay.com и сделали доступными большое количество американских, европейский и китайских товаров. И примерно тогда же, с декабря 2012-го по июль 2013 года, собралась основная команда, которая работает и сейчас.
– Каким вы видите дальнейшее развитие eBay? — Первое, что сейчас происходит, – это децентрализация, дистрибуция онлайн-коммерции и распределение площадок покупки. Мы должны быть там, где сейчас есть покупатель, – Facebook, Instagram, чаты – где угодно. Наша задача на ближайшие два года увеличить базу продавцов, которые выходят на экспорт, и удержать покупателей, которые у нас уже есть.
– Вы сказали, что команда, собранная в 2012-2013 годах, практически не поменялась. В чем заключается главный секрет успеха вашей команды?– Здесь никакого секрета нет. Выжить в динамике е-commerce сложно, поэтому нужно уметь переключаться. Нас немного – всего 19 человек, и в какой-то момент мы поняли, что все в нашей компании занимаются спортом, – это и антистрессовая, и в то же время помогающая думать активность. Мы стали встречать друг друга в парке во время пробежек.
Фото предоставлено пресс-службой
– В парке Горького, разумеется?– Да, и в Нескучном. И вот тогда мы решили, что нам будет интересно всем вместе пробежать Московский марафон. Мы собрали команду для корпоративной эстафеты, составили график тренировок, наняли тренера и в течение нескольких месяцев следили за прогрессом команды. Вторая половина офиса, которая не бежала эстафету, активно за нас болела и поддерживала морально. Я думаю, такие активности помогают увеличить доверие и сплоченность в коллективе намного лучше тренингов по тимбилдингу.
– А сами вы на eBay покупаете?— Конечно, да. Вот купил недавно робот-пылесос. На самом деле на eBay много вещей, которых в офлайне либо не найти, либо они стоят в разы дороже.
Кинякина Екатерина