Форма поиска по сайту

"Подруга дней моих суровых": няня – барская прихоть или требование мегаполиса

Фото: facebook.com/alla.bogolepova

Колумнист m24.ru Алла Боголепова – о нянях в условиях городских джунглей, соседских советах и бабушкиных заботах.

У нас в Ховрино очень дружный дом. В смысле, все в курсе, что происходит у соседей. Это "в курсе" не всегда доброжелательное, но мы все равно довольны: в дальних московских районах, где люди могут годами жить на одном этаже и не здороваться, сталкиваясь у почтовых ящиков, это большая редкость. И неважно, что стержнем нашего маленького и гордого сообщества являются сплетни. Мы все равно вроде как вместе.

Появление каждого нового человека становится событием, требующим всестороннего обсуждения. Особенно если это няня – тихая, вежливая, с сумкой, набитой йогуртами, бутылочками и детскими игрушками. Ее наняли присматривать за двухлетним Ванечкой, чья мама Марина вышла на работу после декретного отпуска.

– Вы как хотите, а это барство, – высказалась соседка с пятого этажа.

– Да, молодежь пошла ленивая, – поддержала ее другая соседка.

Статус родной бабушки, выписанной из тверской деревни к двум новорожденным внукам, придает ее суждениям в области воспитания детей особенный авторитет.

Молодежь – это о Ванечкиных родителях. Точнее, о маме Марине, которую мы привыкли видеть растрепанной, загнанной и в тренировочных штанах. Сказать по правде, с момента рождения Ванечки Марина выглядела как угодно, но только не как "ленивая молодежь".

– Один ребеночек, спокойный, болеет редко, – не спуская глаз с двойняшек, дремлющих в парной коляске, сокрушалась бабушка в законе. – Ни за что не поверю, что она не справляется. Просто надоело дома сидеть.

– Молодая еще, – вступилась за Марину соседка с пятого. – А может деньги нужны. Они приезжие, снимают…

– Да при чем тут деньги! Она же что заработает, то няне и отдаст. Не в деньгах дело, точно вам говорю. Это поколение такое. Родят, а заниматься не хотят. И ладно бы бабушку попросили, а то чужого человека в дом тащат. А случись что? Кто виноват? Няня виновата? Неееет, родители виноваты! Потому что головой надо думать, а не маникюр делать и по офисам чаи гонять.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Вступать в дискуссию с хозяйками двора я не рискнула. Они меня, конечно, уважают, но только не в том, что касается детей – просто потому, что у меня их нет. Поэтому я пошла своей дорогой, раздумывая о том, насколько обоснованно считать Марину с ее свежим маникюром ленивой барыней. Вроде все так: ребенку лучше быть с матерью, зарплата уходит на няню, в доме чужой человек… На первый взгляд, нет ни одной причины для того, чтобы доверять свое чадо постороннему человеку.

Но что если взглянуть на ситуацию глазами Марины и десятков тысяч других матерей? Тех самых "обычных женщин", которые не защищают диссертации по ядерной физике, не играют в Малом театре и не являются женами миллионеров. Живут в своих (или арендованных) малогабаритных квартирах на окраине Москвы, как-то сводят концы с концами, кредит, скажем, за машину выплачивают. Раз в году выбираются с мужем в отпуск. Обыкновенная такая жизнь – как у меня, как у Марины. Как у всех.

И однажды в этой обыкновенной жизни появляется нечто необыкновенное: ребенок. Иногда два или даже три, но и одного достаточно, чтобы навсегда изменить привычное существование женщины. Разговоры уровня "раньше рожали в поле" в Москве лишены смысла – ну просто потому что это не поле, а мегаполис. Рецепты "соседка посидит" или "бабушка поможет" тоже не работают. Уровень разобщенности в огромных городах такой, что к иным соседям лишний раз за солью не зайдешь, не то что попросить присмотреть за ребенком. А бабушка… Во-первых, не все бабушки мечтают стать нянями для внуков. Во-вторых, няню можно уволить, а бабушка – это бессрочная история, чреватая проблемами вплоть до развода. Потому что ребенку она бабушка, а папе ребенка вовсе теща. Или маме – свекровь. Там, где у няни служебные обязанности, у бабушки миссия. Собственно, так и появилась у Марины няня: родная бабушка как-то незаметно взялась воспитывать не только внука, но и его родителей.

– Я зачем на двух работах вкалываю? – возмущался Маринин муж. – Я зачем квартиру снимаю? Чтобы дома по струнке ходить? Чтобы теща меня воспитывала?

И Марина, измотанная домашними скандалами, обзвонила подруг. Что угодно, лишь бы не слышать ежедневное "ничего вы, молодежь, не умеете, живете как попало, и ребенок у вас с голоду помрет".

Фото: ТАСС/Валерий Матыцин

Поехали дальше. Да, работа бухгалтера в маленькой фирме – не та карьера, ради которой стоит "бросать ребенка на чужую тетку" через неделю после родов. Но за те два года, что Марина сидела с малышом, жизнь ушла вперед так далеко, что догонять ей теперь приходится по ночам. Чем дольше ты не работаешь, тем сложнее потом устроиться – таковы реалии. Никому не нужен сотрудник, навыки которого за время декрета безнадежно устарели. Так что для большинства женщин выход на работу не вопрос карьеры, а вопрос выживания.

Ну и самый скользкий момент: неизбежная изоляция. В маленьком городке, не говоря о деревне, молодая мать не оторвана от жизни. Родня, подруги – общество в шаговой доступности. А в мегаполисе, где и свободные-то люди встречаются с друзьями раз в месяц, женщина с маленьким ребенком оказывается буквально заперта в четырех стенах. Магазин, аптека, больница. Редкие созвоны с подругами, разбросанными по разным концам Москвы. Дефицит элементарного общения. Просто поговорить о чем-нибудь, не связанном с пеленками и прививками. Не болтаться в редкие минуты спокойствия по мамским форумам в интернете, а вот сесть и поговорить.

Так о какой роскоши, о каком барстве и о какой лени идет речь? Неужели кто-то серьезно думает, что женщины добровольно выбирают поселить в своем доме чужого человека и доверить ему своего ребенка? Что они готовы пропустить первые шаги своего ребенка из-за того, что надо срочно сдать квартальный отчет? Что они выходят на работу исключительно от скуки?

Осуждая женщин, которые нанимают своим детям няню, мы практически открытым текстом говорим им: с рождением ребенка ваша жизнь кончена. Вы не имеете права работать и пытаться сделать свою жизнь лучше. Вот сколько муж принес – на то и крутитесь. Вы не имеете права быть хозяйкой в собственном доме, потому что за помощь бабушек надо платить изрядным куском независимости. Вы не имеете права жаловаться на одиночество, потому что "если ты мать – ты никогда не будешь одинокой". Суждение столь же глупое, сколько категоричное. Вы не можете пользоваться преимуществами жизни в столице, потому что ваш мир отныне сжимается до размеров двора и ближайшей детской поликлиники. Если вы считаете иначе – вы плохая мать.

Это несправедливо, жестоко и в конечном итоге недальновидно. Отказывая женщине в праве на помощь, которую, между прочим, она оплачивает из своего кармана, общество превращает материнство в клетку и еще больше роняет его престиж, и так-то не слишком высокий. Поверьте, у работающей матери достаточно причин испытывать чувство вины. Она сама грызет себя так, как не снилось ни одной поборнице "идеального материнства". И это, пожалуй, единственное, в чем ей нужно не помогать, а всячески мешать. Чтоб не грызла. Чтоб не мучилась. Чтобы просто жила и радовалась тому, что у нее есть ребенок.