Всем привет! С вами я, Тутта Ларсен. Сегодня мы поговорим о наших родительских страхах за детей. Думаю, что всем родителям известен этот страх, и некоторые психологи считают, что это вполне нормально. Но где грань между нормой и патологией? Можно ли как-то справиться с этими страхами и не навредить ребенку и себе?Фото: Лара Бардина
Помню, что такое панический страх за ребенка я узнала сразу после рождения Луки. Вот у меня в руках оказался этот маленький комочек, и я вдруг понимаю, что испытываю к нему невероятную любовь. Но в тоже время понимаю, что совершенно не могу его защитить от всего на свете. Я рассказывала уже историю, когда как раз в этот момент прочитала письмо из спама о том, что на Москву движется радиоактивное облако и нужно срочно принимать йод. В нормальном состоянии понятно, что это всего лишь спам, а я восприняла это серьезно, прижимала к груди ребенка и плакала! Это как раз к тому, что порою наши родительские страхи просто зашкаливают, и мы теряем способность трезво мыслить.
Мне в первую очередь, конечно, помогает вера в Бога, я молюсь за своих детей, прошу о поддержке в воспитании, это действительно дает опору. С другой стороны, все равно я со временем пришла к пониманию, что многие мои страхи необоснованные и невежественные. Например, страх за здоровье детей, вот уж где родители часто просто теряют контроль. Мне повезло встретить прекрасного врача, который научил меня просто по-другому относится к детским болячкам. Большая часть детских болезней не только не опасны для ребенка, но и тренируют его иммунитет. Нам же родителям кажется ,что если ребенок заболел, то нужно сразу начинать его лечить и бить тревогу. Когда я стала более спокойна, стала больше наблюдать за своими детьми во время болезней, а не лезть сразу со всякими лекарствами, мои дети стали меньше болеть.
Стоит также поговорить и о сонастройке ребенка и родителя. Во многих случаях родительская паника играет очень дурную роль. Ведь родитель для ребенка – это чувство опоры, доверие к миру, защита. А если родитель паникует, боится, теряет самообладание, то это все передается ребенку. И тогда уже недоверие к миру, страх и так далее формируется у ребенка. Конечно, я говорю не о рациональном страхе, когда действительно что-то идет не так, а о тех случаях, когда мы очень поддаемся своим эмоциям.
Часто родительский страх выливается в гиперопеку. Это как раз тот вид нашего страха, который мешает ребенку жить, развиваться и парализует не только родителя, но и ребенка. Безусловно, за малышом нужно следить, не оставлять его одного, но при этом ребенок ведь должен познавать мир. Здесь хорошую помощь оказывает доверие, нужно доверять ребенку, доверять его организму, интеллекту, инстинкту исследователя. Ведь если постоянно перестраховывать ребенка, то потом даже высота в две ступеньки будет казаться ему чем-то угрожающим.
Вопрос доверия к ребенку стоит особо остро в отношении подростков, ведь страх может быть не только за маленького ребенка, но и за детей постарше. Например, у Луки уже половина класса ходит в школу самостоятельно, а я его пока одного отпустить не могу. Потому что понимаю, что для него это еще рано, он может зазеваться и пойти не туда, забыть телефон, не прийти вовремя домой. Его ответственность еще не настолько развита, чтобы делать это самостоятельно. Однако, когда я пойму, что он созрел для этого, то конечно начну отпускать его в школу одного.
С подростками сейчас действительно сложнее, очень много жутких историй про группы смерти, суициды, наркотики. Здесь родителям действительно тяжело сохранять здравый смысл и не опасаться. У меня пока нет такого опыта, как жизнь с ребенком-подростком, но есть мой опыт подростковой жизни. Сама я росла не в очень благополучном регионе, где дети в нежном возрасте начинали употреблять алкоголь и наркотики, рано вступали в сексуальные отношения. У меня не было с этим проблем, при том, что большую часть времени я была предоставлена самой себе. С одной стороны, мои родители мне очень доверяли, и у меня просто не было причин бунтовать. Это тоже можно взять на заметку, потому что большая опека часто приводит к протесту со стороны подростков и желанию все сделать наоборот. С другой стороны, я думаю, дело может быть в том, что у меня была очень насыщенная жизнь. У меня не было ни минуты свободного времени, я много чем занималась и увлекалась, и не было потребности заполнять пустоту какими-то соблазнами. Возможно, такой рецепт уже устарел, но мне хочется верить, что ребенок, у которого есть доверительные отношения с родителями и какие-то интересы в жизни, меньше подвержен риску оказаться в сложной жизненной ситуации.
Итак, подводя итог рассуждению, хочется сказать, что страхи бывают разные. Нормально быть бдительным родителем, не оставлять ребенка один на один с жизнью, интернетом и соблазнами. Для меня не аргумент, что все дети имеют аккаунты в социальных сетях и рано или поздно пробуют наркотики, не все это делают, здесь нужно быть бдительным. Но чрезмерные родительские страхи и эмоции нужно контролировать. Если вы чувствуете, что страх зашкаливает, и вы с ним не справляетесь, попробуйте поговорить со своим ребенком и объяснить ему, что с вами происходит. Вполне возможно, что ребенок окажется достаточно взрослым, чтобы ответить на ваши вопросы и тем самым успокоить вас.
Если вы чувствуете, что страх за ребенка переходит в патологию и мешает жить и вам, и ребенку, то нужно идти к психологу и разбираться с причиной такого страха, разбираться именно с собой. Очень часто в таких ситуациях родители начинают водить к психологу ребенка, тогда как начинать нужно с себя.
Я искренне желаю вам, чтобы ваши отношения с детьми строились на доверии, а иррациональные страхи не портили вам жизнь. Очень советую посмотреть программу TUTTA.TV на эту тему, психологи подробно рассказывают, как преодолеть родительские страхи.