О том, как сегодня развивается система детского воспитания, какие мультфильмы и книги можно смотреть и читать, что и как влияет на развитие и становление ребенка, что показывают детям по телевизору – об этом в интервью М24.ru рассказал директор Федерального института развития образования, глава рабочей группы по разработке новых стандартов Александр Асмолов.
– В чем особенность новых федеральных образовательных стандартов, которые вступят в силу с 1 сентября во всех детских садах?
– У них нет задачи готовности к школе, которая была привычна для нас раньше. У нас другая задача – ребенок должен придти мотивированным к развитию в школе, а не человеком, который знает, как писать, считать и так далее.
– А что в них главное?
– В этом стандарте главное – включить ребенка в привычную для него деятельность: игру, общение со сверстниками, открыть для него как можно больше сказок и еще важно, чтобы рядом с ним был любимый взрослый – воспитатель и, конечно, родители.
Нам очень хочется, и мы пишем в этом стандарте, что родители, семья – это те, кто создают зону развития личности ребенка, его воображение, его творчество, его понимание нашего сложного мира.
– Эти стандарты уже были где-то опробованы?
– Стандарт – это пока проект, еще раз подчеркну. Его сегодня только обсуждают пока, после чего начнется тщательная проверка. До этого стандарты не будут использоваться ни в одном детском саду, ни в одной семье, ни в одном государственном учреждении. Этот момент полностью исключен.
– В каком состоянии находится сейчас дошкольное образование, как вы можете его оценить?
– Программы дошкольного образования в России очень яркие. У нас есть замечательные программы: "Золотой ключик", "Диалог", развивающие и другие. Их очень много. Сегодня актуальна другая серьезная проблема – это доступность дошкольных учреждений для детей. Но, решая ее, мы сталкиваемся с другим риском. Мы помещаем ребенка в то или иное помещение, не обеспечив и не проконтролировав его развитие и то, что там с ним происходит, как его воспитывают. Поэтому новый стандарт – это обеспечение качества дошкольного образования и поддержки детского развития.
– Сейчас появляется очень много детских книг, новых мультфильмов. Как вы к этому относитесь, как они влияют на детское восприятие, на дошкольное образование в целом?
– В самом стандарте сказано, что необходимо освоение сказочной культуры. Есть блистательные сказки, а есть те, которые лучше не слышать. Есть блистательные фильмы, а есть фильмы, от которых я хотел бы убежать. Поэтому необходима психолого-педагогическая экспертиза детских фильмов, игр, игрушек и особенно компьютерных игр.
Когда компьютерная игра начинается со слов "в ней ты можешь быстро научиться убивать противника" – это та компьютерная игра, которая закладывает нормы жестокости, агрессии. Подобного рода игры очень плохо влияют на личностное развитие ребенка.
В этом направлении мы будем стараться сделать так, чтобы существовала четкая психолого-педагогическая экспертиза игрового мира, и поддерживать только игры, развивающие добро в человеке.
Неслучайно в новом стандарте сказано: наш ребенок должен вырасти таким, чтобы он сопереживал неудачам чужого человека и сорадовался его успехам.
– А сейчас каких больше мультфильмов – хороших или плохих, которые как влияют на детей?
– Знаете, я бы не взвешивал хорошие и плохие. Я сам обожаю диснеевские фильмы, обожаю "Маугли", но очень много тех фильмов, которые стали слишком механистичны, я бы сказал, избыточно виртуальны. И эти фильмы мне часто напоминают фильмы Хичкока.